Шаманы Лапландии

Шаманы Лапландии

Лапландия

Лапландия включает в себя Кольский полуостров России, а также северо-восточные районы Финляндии и двух королевств — шведского и норвежского. Саамы живут здесь уже несколько тысячелетий, и их жизнь, жизнь оленеводов, охотников и рыболовов — была бы немыслима без органического слияния с окружающей их полярной природой. На просторах тундры паслись стада полудикого лапландского оленя, в тайге саамы добывали ценных пушных зверей, а в стремительных порожистых реках ловили семгу. Особый мир — горы Лапландии это своего рода гигантские природные храмовые комплексы:

Там мессы служит водопад,
Гремят лавины, льды звенят,
Там ветер проповедь поет
Так, что бросает в жар и лот…
Генрик Ибсен. Бранд

Горы Саамиедны — это зияющие пропасти Раслака и устремленные ввысь суровые скалы хребта Пришельца, это черный базальт стен ущелья Мертвых и чарующая мягкость подернутой дымкой таежной долины Желанного отдыха, это двуглавая вершина горы Шаманского бубна и задумчивая гладь священного Сейдозера, это пенящиеся снежной белизной водопады Оленьей реки и погруженные в себя воды тихой Имандры.

К слову, об Лапландии можно было бы снять весьма познавательный научно-популярный фильм, надо бы дать такую идею автору многих подобных фильмов – Андрею Склярову. Кстати, Андрей Скляров – Фильмы которого весьма интересны, можно найти в интернете.

Но вернемся к Лапландии, знакомиться с саамами и их землей можно заочно. К примеру, есть прекрасный труд известного российского этнографа Николая Николаевича Харузина «Русские лопари», изданный в 1890 году и ставший, увы, библиографической редкостью. Но можно, не ограничиваясь чтением, сесть на мурманский поезд и самим поехать в Лапландию. Сойдем на небольшом полустанке, расположившемся на берегу озера Имандра в самом центре Кольского полуострова. Подождем, пока шум нашего поезда совсем затихнет. Тишина нужна нам для того, чтобы сосредоточиться и почувствовать, что окружающий нас мир заселен бесчисленным сонмом духов. Они повсюду — на земле и под землей, в воде и в воздухе. За доказательствами ходить далеко не нужно — пройдем на ближайший мыс, омываемый водами задумчивой, тихой Имандры. Случайно взглянув под ноги, обнаружим на песке красивый гребень и прекрасные черные волосы. Можно не сомневаться — мы вспугнули Сациен с ее любимого места и она ушла к себе под воду.

Лапландия

Сациен является людям в виде нагой белокожей женщины (у самих саамов смугловатая кожа). Любимое ее занятие — расчесывание гребнем своих длинных черных волос. С Сациен и ее детьми трудно не повстречаться в Лапландии, ведь они заселяют все озера и реки, а одних озер здесь более 111 тысяч. Как и русалки славян, Сациен не является доброжелательным божеством, и поэтому купание в озерах и реках Лапландии — безусловно опасное занятие, особенно для мужчин (с женщинами Сациен предпочитает не связываться). В прошлом веке на берегу Нотозера (что лежит к западу от Лапландского заповедника) стоял еще Нотозерский погост (сезонный поселок саамов) Николай Николаевич Харузин описал случай, произошедший с саамом Иваном Титовым из этого погоста. При купании в озере он был схвачен за ногу Сациен, и она полверсты тащила его за собой. Лишь молитвы Ивана, а еще более ругань женок заставили ее отпустить его.

Идя берегом Имандры на север, мы скоро дойдем до места впадения ручья Юмъеуай (ручей мертвых). Нас обступят погрузившиеся в оцепенение вековые ели, стволы и ветви которых покрыты свисающими зеленовато-серыми «бородами» лишайников. Негромкое журчание Юмъеуайя поглощается тишиной мхов и трав. Шуметь тут рискованно: Мец-хозяин — черный, мохнатый, с хвостом — не любит, когда ему досаждают, и может, затмив путнику глаза, завести его в самую чащу. Мец-хозяина так и тянет назвать лешим, как Сациен — русалкой. Но это поверхностные аналогии. Божества лапландцев существенно ближе к природным силам и менее очеловечены, чем божества славян. Поэтому если можно надеяться, что та же Баба Яга, существо по-русски взбалмошное, может вдруг оказать помощь и даже спасти вас в опасной ситуации, то от ее саамской сестры Выгахке ждать участия и добра столь же бессмысленно, как и от природной стихии.

саамы

Заговорившись, мы не заметили, что уже довольно долго идем по следам медведя, а может быть, и не медведя, а оборотня Тала. Но вот он свернул с тропинки, наверно, заслышав нас, и с досады подрал когтями весь склон, пронизанный корнями могучих сосен. Но что это? Между корней как будто небольшая пещерка. Опускаемся на колени и видим, что здесь один из входов в подземный мир Тшаккалагак, где живут карлики, занятые добычей золота, серебра и драгоценных камней. Существует верный, но жестокий способ отобрать у них серебро, которым, они наполняют свои животы. В весенний морозный день надо оставить на месте, освобожденном от снега, котелок с кашей. Карлики, наевшись до отвала, замерзают на морозе, их животы лопаются, и на месте их последней трапезы остаются серебряные самородки.

Увлекшись, мы часто вспоминали вслух о карликах-духах и накликали их. Прямо перед нами воздух начинают пронизывать неосязаемые зеленоватые струи, бьющие как бы из стеблей трав, и в этом малахитово-изумрудном потоке все четче является нашему взору лик карлика. Человеку не следует при этом пугаться: карлик явился с деловым предложением заключить с ним договор и стать шаманом (по-саамски нойда). Такая встреча не является чем-то совершенно сверхъестественным — известно ведь множество свидетельств людей о подобного рода «контактах», — и путник, конечно же, сразу поймет, что перед ним не просто карлик, а дух, принявший облик карлика и готовый на определенных условиях служить ему в этой жизни. Заключив договор, дух тут же обучает нойду волшебной песне, после исполнения которой он должен будет немедленно явиться перед ним новым нойдой-шаманом.

Автор: Р. Рыков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

UA TOP Bloggers