Иконостас. Продолжение.

Иконостас. Продолжение.

Деисус

Вероучительной «сердцевиной» православного иконостаса стал так называемый «ДЕИСУС» — неизменный по составу и по композиции триптих: Иисус в центре, Богоматерь и Иоанн Предтеча соответственно справа и слева от него.

«Деисус» (oenmq) — слово из греческого языка,— означает «моление», «прошение». Слово это было в ходу и как церковный, и как юридический термин. В нашем языковом обиходе оно несколько исказилось. Точное звучание — «деисис», а не «деисус». По всей вероятности, искажение это произошло стихийно, под влиянием имени Зериста.

Почему «деисус» («деисис»), почему «моление»? На этот вопрос православное богословие дает по меньшей мере два ответа. Согласно первой, широко известной версии, этот почитаемый триптих (а вслед за ним — и весь выросший в обе стороны от него иконный ряд) назвали так по молитвенным, умоляющим позам Богоматери, Иоанна Предтечи, а также присоединенных к ним позднее архангелов, апостолов, святителей.

Есть и другая версия. Византийские иконописцы (а также зодчие и каменщики), люди глубоко верующие, смотрели на свой труд как на дело богоугодное, как на безмолвную, но деятельную молитву. И поэтому, следуя распространенному в их среде обычаю, оставляли на иконах (или на церковных стенах) подпись: «Моление раба Божия (имярек)». И это «моление» («деисис» — «деисус») стало названием самих икон, самого триптиха с Иисусом Христом в центре.

Есть еще одна, уже чисто легендарная версия, которая объясняет происхождение самого триптиха. В «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона (том 19/10, с. 292 — 293) читаем: «Легенда относит это изображение ко временам гонений (на христиан) и говорит, что художнику было приказано изобразить Юпитера, Юнону и Меркурия, а он изобразил Христа, Богоматерь и Предтечу, за что и был замучен тираном».

Деисус

Над этим «деисусом», над «деисусным рядом» и вырос многоярусный православный иконостас. За несколько веков существования иконостаса на Руси — ряды его обрели не одно название: помимо «ряда» — «ярус», «пояс», а также устаревший и уже практически вышедший из речевого обихода термин «чин». Кстати, как можно судить по Толковому словарю В. И. Даля, чином называли вначале только деисусный ряд. «Образ Спасителя, с Богоматерью, и по чете архангелов, апостолов, отцов церкви, преподобных и мучеников» (том IV, С. 605).

Но как бы ни назывались иконные ряды, стоят они на конструкции, обозначаемой одним-единственным словом — «ТЯБЛО». В этимологическом плане слово это, обозначающее поперечный (во всю ширину иконостаса) деревянный брус, довольно коварно: звучит, однако имеет латинско-греческое происхождение. В настоящее время большинство этимологии возводит это слово к латинскому templum — «священный участок, храм».

Языком-посредником на пути проникновения этого слова из латинского языка в наш был греческий язык византийской эпохи, который заимствовал темплум в качестве церковного термина с метонимическим значением: ограда, отделяющая самую священную часть христианского храма — алтарь — от его основного помещения. Такой оградой (преградой) в православном храме со временем стал иконостас, а слово «темблон» — его синонимическим обозначением. Но потом, уже на русской почве, в русских иконостасах «темблоном», превратившимся в «тябло», стали называть лишь упомянутый деревянный брус.

Превращение греческого «темблона» в наше «тябло» не покажется загадочным, если иметь в виду, что их соединила переходная форма «тямбло»; такое написание можно встретить в старинных текстах.

Иконостас вырастал снизу вверх, а «читать» его надо сверху вниз…

Общую идею иконостаса православный богослов и церковный археолог Николай Сперовский, автор едва ли не самого основательного труда по этой проблеме «Старинные иконостасы. Происхождение их и разбор иконографического содержания», сформулировал так: «История царства Божия или домостроительства нашего спасения от начала мира до конца его».

«Иконостас является как бы раскрытой книгой, которая свидетельствует, с кем мы, верующие во Христа Иисуса, находимся в духовном единении, кого имеем предстоятелями за себя перед Богом и с кем составляем единую церковь» — так определила смысл иконостаса издававшаяся в дореволюционные годы «Богословская энциклопедия».

Итак, первая страница этой иконописной книги — самый верхний, праотеческий ряд… По учению церкви, Новый завет в Ветхом завете сокрыт, а Ветхий завет в Новом завете раскрыт,— и эта вероучительная формула, — наверное, наиболее точно и полно выражает смысл двух верхних рядов иконостаса — праотеческого и расположенного под ним пророческого. Праотцами, согласно «Полному православному богословскому энциклопедическому словарю», принято величать «предков Христа по человечеству», иными словами — все восходящее к Адаму родословие Иосифа Обручника, «мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос» (Мф. 1, 16). Всех «родов», то есть поколений — 42: у иконописцев был широкий выбор. Ни один крупный иконостас в выборе персонажей не совпадает с другим.

деисусный ряд

Иконостас симметричен. Обе части его, подобно огромным распростертым крыльям, отходят вправо и влево, к северу и к югу, от оси — столпа, образованного центральными иконами каждого ряда, от праотеческого до деисусного (или наоборот). В центре праотеческого ряда — икона, называемая «Отечеством» и изображающая Бога-Отца, Господа Саваофа, вместе с Сыном Божиим и Святым Духом (в образе голубя).

В руках праотцев (так же, как и в руках стоящих под ними пророков) — развернутые листы с краткими надписями на церковно-славянском языке. «Все свитки в руках праотцев,— писал Н. Сперовский, — заимствовали свое содержание из Библии, но далеко не все изречения содержатся в ней буквально. Многие изречения сочинены вновь неизвестными авторами только в библейском духе» (Христианское чтение. 1892, XI—XII. С. 536).

Пророческий ряд, строго говоря, должен включать в себя только изображения ветхозаветных пророков, предвозвестивших приход в мир Иисуса Христа. Эти предсказания и должны быть запечатлены на хартиях в их руках. Но на многих иконостасах, сообщает Н. Сперовский, «написаны или предсказаны события, относящиеся к другим новозаветным событиям, или изречения, относящиеся к различным обстоятельствам из жизни самих пророков, а также указывающие на особенности их личного характера и деятельности». Более того! «Иногда изречение, принадлежащее одному пророку, писалось в свитке другого» (Христианское чтение. 1892, XI—XII. С. 526, 532).

Иконы, представляющие собою священные, в глазах верующего человека, иллюстрации к евангелиям, Деяниям святых апостолов, а также и к некоторым преданиям, располагаются в хронологическо-повествовательном порядке, как и при обычном чтении, — слева направо, от северной стены — к южной, начиная от Рождества Пресвятой Богородицы, и кончая Успением и Воздвижением Креста. Иконы посвящены не только важнейшим событиям, послужившим основой для так называемых «двунадесятых» праздников (по числу их — 12), но и не столь значительным евангельским сюжетам: «Исцеление слепорожденной», «Исцеление расслабленного», «Христос перед судом Пилата», «Иосиф Аримафейский приходит к Пилату просить тело Христа» и другие. И нет ничего удивительного в том, что ширины даже самых просторных храмов не хватало для такого сюжетного многообразия, — создатели иконостаса сооружали его «с заворотами» на боковые стены.

Деисусный ряд в православной церкви принято называть также апостольским и апостольско-святительским (по святым, на иконах его изображенным). Но если поставить цель — отразить в названии этого ряда его содержание с еще большей полнотой, то следовало бы, наверное, назвать деисусный ряд архангельско-апостольско-святительским.

деисусный ряд

В центре — Иисус, восседающий на престоле, с Евангелием в руке, в архиерейском облачении («Великий Архиерей»). Справа от него — Богоматерь, слева — Иоанн Предтеча, последний пророк Ветхого завета и одновременно пророк Нового завета, олицетворяющий собою переход к христианству. За спиной Богоматери — архангел Михаил, за спиной Иоанна Предтечи — архангел Гавриил. За архангелом Михаилом — апостол Петр, за архангелом Гавриилом — апостол Павел. Далее — другие апостолы (например Андрей и Иоанн), великие святители — и вселенской церкви (Николай Чудотворец, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст).

Идея деисуса — идея заступничества Богоматери, архангелов, святых за род человеческий, посредничество между людьми и Богом, моление, обращенное к Христу-Вседержителю.

Все эти четыре ряда, от пра-отеческого до деисусного, в тех или иных вариантах принадлежат всему православному церковному миру.

Но местный ряд в каждом храме свой, особенный, хотя тоже выдержанный в определенных традициях. Справа от «Царских врат» — икона Спасителя, слева — икона Богоматери с Младенцем на руках. Остальные иконы — по выбору людей, имеющих к храму самое непосредственное отношение (храмоздателей, благодетелей, настоятелей и т. д.). За иконой Спасителя стоит особо почитаемая местная икона, посвященная тому празднику, тому святому (или святой), той чудотворной иконе, которым посвящен престол храма (главный, если есть придельные престолы). Таким образом, не ведая о названии церкви, можно узнать о нем, взглянув на икону, расположенную рядом с иконой Спасителя в нижнем ряду иконостаса.

Авторы: Ю. Панасенко, А. Шамаро.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

UA TOP Bloggers