Почаевский монастырь. Часть первая.

Почаевский монастырь. Часть первая.

Почаевский монастырь

Почаевская лавра – одно из святейших живописнейших мест на территории Западной Украины, которое также имеет богатую многовековую историю. Монашество на горе Почаевской уходит корнями в древние времена Крещения Руси: за первопрестольным Киевом Волынь считалась древнейшей среди христианских земель на Руси. После своего крещения, равноапостольный князь Владимир привел на Волынь греческое и болгарское духовенство и принялся за крещение сел и городов. Он заложил здесь новый город — Владимир-Волынский, где в 992 году учредил епископскую кафедру и построил соборный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Этот город стал церковным и политическим центром западнорусской окраины.

По некоторым источникам, западная часть нынешней Волыни уже в конце IX века входила в епархию равноапостольного Мефодия, но трудно определить точные сроки начала монашеской жизни на Почаевской горе, так как небольшое число монахов, подвизавшихся в ее пещерах и лесах, нельзя назвать монашеской братией в полном смысле слова. Но такое же начало имели многие знаменитые монастыри, в том числе Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский и Киево-Печерский. До формирования крепкой и четкой монашеской общины на Почаевской горе прошло несколько веков. Катализатором послужило татаро-монгольское нашествие.

Почаевский монастырь

Историк Православной Церкви преосвященный Макарий пишет, что после разорения Киева монахи Печерской Лавры «жили не в самой обители, а вокруг нее, по дебрям и лесам, в уединенных пещерах, и только тайно сходились в один уцелевший от разорения придел Печерской церкви для совершения богослужения». И вот, после нашествия Батыева, на Волынь ушли уцелевшие православные иноки из Киево-Печерской Лавры. Они принесли с собой строгий, аскетический дух преподобных Антония и Феодосия Печерских, благословивших из Киева все православное монашество. Почаев принял их благословение вместе с укладом и строем.

Интересно отметить, что в народном сознании родство этих двух обителей выразилось в легенде, что между пещерами киевских и почаевских подвижников существует прямой тайный ход.

Почаевский монастырь

Согласно иному преданию, монашеская жизнь на Почаевской горе началась еще до нашествия татар, что здесь основал свой «монастырь-скит» греческий монах с Афона, преподобный Мефодий Почаевский (1228 год), и что, услышав о его подвигах, сюда пришли чернецы из Киева, присоединившись к ученикам Мефодия.

Основание многих украинских монастырей непосредственно связано с чудом явления Пресвятой Богородицы. Церковное предание гласит, что с начала татаро-монгольского нашествия иноки Почаевских пещер, как и вся верующая Русь, молились Матери Божией, испрашивая Ее заступничества. Молитвы иноков были услышаны: однажды ночью, по окончании молитвенного бдения, они, вместе с крестьянами-пастухами из соседнего села, увидели на вершине горы Богородицу, стоящую и молящуюся в огненном столпе. Затем Пречистая поднялась от земли, оставив на скале след Своей правой Стопы, которая с той поры по сей день наполняется целебной водой.

Богородица

Самое первое записанное и засвидетельствованное исцеление, источником которого была Цельбоносная Стопа, произошло в 1664 году. Рассказать обо всех хорошо известных с тех пор случаях — просто невозможно, следует лишь отметить, что и в наше время люди по-прежнему идут со своими болячками и молитвами прикоснуться к этой святыне и испить этой воды.

История формируется сильными личностями, и в истории Почаевской Лавры из ряда выдающихся деятелей, как духовных, так и мирских, особо ярко выступают четыре очень разных лица: Анна Гойская, князь Константин Константинович Острожский, преподобный Иов, игумен и чудотворец Почаевский, и граф Николай Потоцкий. Все они по-разному оставили свой неизгладимый след в истории монастыря.

Почаевский монастырь

Анна Гойская, вдова земского судьи, жила в середине XVI века в поместье недалеко от Почаева. В 1559 году в имении Гойской остановился проездом греческий митрополит Неофит. Предположительно, он приехал по церковным делам, которые в то время сильно осложнились на Волыни в связи с готовившейся Брестской унией. В знак благодарности за гостеприимство Гойской, митрополит подарил ей древний образ Богоматери с Предвечным Младенцем, привезенный им из Константинополя. Икона простояла в молельне в имении тридцать лет, и тогда домашние стали замечать, что она излучает необычный свет. Сама Гойская, даже после того, как увидела икону «в великом свете», не придала этому особого значения. Но вскоре благодатная сила образа известила о себе первыми чудесами, и Гойская торжественно передала ее на вечное хранение монахам Почаевской горы. То было, видимо, в самом начале 1597 года, так как уже 1 февраля того года Гойская составила «фундушеную запись» (завещание) на устройство Почаевского монастыря. Анна Гойская очень щедро наделила монастырь всем, что было в то время необходимо для его процветания.

Икона

Та самая чудотворная икона.

Но вернемся немного назад, после падения разоренного Киева и прекращения рода Галицко-Волынских князей (1336— 1337 гг.) Владимир-Волынский, Холм и Луцк со всеми землями и православным населением оказались в правлении князя Литовского. С женитьбой князя Ягайло на польской королеве Ядвиге в 1386 году началось активное наступление латинства. Права православных ущемлялись все больше, а в 1542 году латинское духовенство, от лица своего сейма в Петракове, призвало короля «закрыть галицкое епископство, запретить православным строить новые церкви, звонить в колокола, совершать крестные ходы и чтобы тех, кто возвратился в православие, вновь вернуть и снова крестить».

Православное духовенство имело ни сил, ни желания сопротивляться тем, от кого зависел их хлеб. Реальным оплотом православия стали городские православные братства вокруг оставшихся церквей. Братства завели больницы, типографии и школы, отчасти для того, чтобы противостоять унии, которая уже готовилась церковными верхами.

Особо важную роль в защите православия сыграл князь Константин Константинович Острожский (1526—1608), духовный сын преподобного Иова, ставшего игуменом Почаевским. Благодаря усилиям князя в Остроге в 1581 году была издана полная Славянская Библия, ставшая памятником духовного литературного наследия. Осуществил издание русский первопечатник, диакон Иван Федоров. В предисловии к этой Библии князь Острожский писал: «Я вспомнил слова Спасителя: ищите прежде Царствия Божия, и сия вся приложатся вам. От того у меня родилось непреодолимое желание перед своею кончиною оставить вам, православные, какой-нибудь духовный дар. Ибо когда я посмотрел на церковь, искупленную честною кровию Христа, я увидел, что ее попирают отовсюду враги и никто не может противостоять им по недостатку духовной брони — Слова Божия».

Острожская Библия

Это был воистину великий дар: до 1751 года Острожская Библия перепечатывалась сперва без изменений, а потом лишь с небольшими исправлениями. Издавалась эта Библия и в Почаеве.

Лирическое отступление: Знаменитая почаевская типография, в которой некогда была напечатана Островская Библия работает и по сей день. За несколько столетий там было напечатано великое множество интереснейших книг, а в последние времена там стали печатать не только книги, но и календари. Дизайн и печать всех видов календарей стал довольно прибыльным делом, а доходы от него во многом помогают монастырским нуждам.

Деятельность князя не ограничилась изданием Библии. Он ревностно занимался православным просвещением и организовал школу («Академию») для подготовки православного духовенства. Из этой школы вышло несколько духовных писателей, защищавших православие против католической и протестантской пропаганды.

И именно в это время Бог явил на Руси великого святого, духовника князя Острожского и многих других, преподобного Иова, чудотворца и игумена Почаевского. Преподобный Иов — в миру Иван Железо — родился в 1551 году и рано принял постриг. По настоятельной просьбе князя Константина Константиновича Острожского, собиравшего вокруг себя силы для укрепления православия, Иов был переведен из Угорницкой обители в Дубенскую на Волыни. Здесь иноки поставили его игуменом, и здесь он подвизался около двадцати лет, защищая гонимое православие устным и письменным словом. Перо в то время было единственным оружием в богословских дискуссиях. Игумен ратовал за распространение книг среди православных и завел в монастыре квалифицированных переводчиков и писцов. Жизнеописание преподобного говорит, что и он сам «писанием таковых книг упражняшеся».

Преподобный Иов

Но мирская слава сильно тяготила преподобного Иова, и в 1604 году он тайно удалился на Почаевскую гору, чтобы спасаться в безмолвии и пустынном житии. Но Господу было угодно иначе. Незадолго до того Почаевский монастырь получил богатое наследие от Анны Гойской, и почаевские иноки, чувствуя в новом брате необычайную духовную силу, поставили его игуменом нового общежития. Опять все тяготы, чуждые его духовному строю, легли на плечи преподобного. Помимо бесконечной защиты интересов обители, он участвовал во всех монастырских работах. Особо важной его заботой было православное просвещение. Еще до появления Иова в Почаеве, обитель обладала прекрасной, по тем временам, типографией, оставленной Анной Гойской.

Теперь можно было не переписывать, а печатать необходимые для просвещения книги. Как было упомянуто, преподобный Иов писал книги и сам. Его труды, основанные на творениях Святых Отцов, в стиле поучений и бесед, частично были опубликованы в 1884 году под названием «Пчела Почаевская.» Отличительная черта его творчества — исключительная ясность объяснений церковных истин.

Продолжение следует.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

UA TOP Bloggers