Рис в мифах и легендах

Рис в мифах и легендах

рис

Все страны Восточной и Юго-Восточной Азии, как ни различны их история, культура и общественное устройство, имеют как бы общий знаменатель. Это рис. И дело не только в том, что его выращивают народы этих стран; их объединяют связующие нити мифов, обычаев и обрядов, вызванных к жизни возделыванием этой культуры. Значение риса огромно: это общее достояние народов всего региона.

По-разному объясняют мифы происхождение риса. У некоторых из них есть много общего с легендами о происхождении других злаков. По поверью, широко распространенному в Индонезии и Малайзии, злаки появились из тела убитого божества или человека. В таких легендах вместе с рисом одновременно появляются и другие злаки. По некоторым преданиям острова Ява, плодоносящие растения вышли из тела юной девушки: суходольный рис — из пуповины, кокосовые пальмы — из головы, фруктовые деревья — из рук, овощи — из ног. На острове Флорес у народа мангарай бытует легенда о том, что рис и кукуруза выросли из тела убитого ребенка. Памятник классической японской литературы «Кодзики» («Запись старинных сказаний»), составленный в 712 г., повествует о том, как из головы богини плодородия Охогетсу-химэ, убитой Су-сану, выполз шелковичный червь, из глаз высыпались рисовые зерна, из ушей — просо, из носа — красная фасоль, из чрева — пшеница и соевые бобы.

Многие горные народы Юго-Восточной Азии перед началом сельскохозяйственных работ приносят в ритуальную жертву какое-нибудь домашнее животное, например буйвола или свинью. Совершают этот обряд и жители некоторых равнинных областей региона, например народ лао в Лаосе, хотя здесь причины возникновения этого обычая иные. По местному поверью, мясо жертвенного животного подносится богам, чтобы те взамен даровали хороший урожай риса. Кроме того, считается, что магическая сила (мана), заключенная в крови животных, помогает росту растений.

Обряд жертвоприношения, провозглашающий смерть зарождением новой жизни, напоминает миф о происхождении злаков из мертвого тела. На островах Юго-Восточной Азии легенды и жертвоприношения часто взаимосвязаны. Однако в материковой части этого региона, несмотря на то что жертвоприношения совершаются повсюду, вряд ли доведется услышать миф о происхождении риса из тела мертвого человека.

Другую важную ветвь связанной с рисом мифологии составляют легенды о похищении семян, встречающиеся не только в Восточной и Юго-Восточной Азии, но и у многих земледельческих народов Африки и Америки, где в них наряду с рисом присутствуют сорго и кукуруза. К ним можно отнести и легенды о появлении таро в Самоа, а в некоторых восточных областях Азиатского континента, например у народов, живущих в горах Тайваня, мотив похищения встречается в преданиях о происхождении проса.

Легенда рассказывает, что предки народа мяо в китайской провинции Сычуань, когда у них не было семян, чтобы засеять поля, выпустили зеленую птичку, которая полетела в рисовый амбар властителя небес и вернулась со священным зернышком риса и семенами вики. Предание жителей Минахаса на острове Сулавеси (Индонезия) повествует о том, как человек поднялся на небеса и принес оттуда неочищенные зерна риса, спрятав их в рану на ноге.

В связанных с выращиванием риса обрядах народов Восточной и Юго-Восточной Азии видное место занимает верование в душу риса. Взять хотя бы пример лаосского народа ламет, издавна занимающегося рисоводством: все его древние ритуалы проникнуты этой идеей, а каждому этапу возделывания риса соответствуют свои строгие табу. Представление этого народа о душе риса сходно с верованиями, бытующими на островах Юго-Восточной Азии.

Особенно внимательно относятся к душе риса во время сбора урожая. Побеги срезают так, чтобы душа не покинула поле, а лишь переместилась на его край. Перелетая с места на место, она наконец попадает на священное поле рядом с селением, которое засевают первым и убирают последним. Обычно зерно обирают вручную, а здесь рисовые стебли аккуратно срезают и связывают в снопы, в которых и поселяется душа риса. Потом эти снопы обмолачивают и полученным зерном на следующий год засевают священное поле. Но если душа покинет рис, он перестает плодоносить.

В Юго-Восточной Азии верой в душу риса проникнуты древние обряды, сопровождающие возделывание риса. В Японии эти поверья особенно распространены на островах Амами, однако на севере страны они встречаются редко. У многих народов характерной чертой этих верований является бережное отношение к душе риса, которая считается хрупкой и легко ранимой. Поэтому ее тщательно оберегают, чтобы она не покинула рис. Эта идея встречается повсюду, вплоть до народа мунда в Центральной Индии.

Один из примеров подобных представлений можно найти в памятнике японской литературы VIII в. «Вунго Фудоки» («Вестник провинции Вунго, Кюсю»). В нем рассказывается история края Тано. Некогда на его обширных и плодородных землях было множество рисовых полей, приносивших богатый урожай. Однажды крестьяне приготовили из риса моти и решили сделать из него мишень для стрельбы из лука. Уязвленный моти обернулся белой птицей и улетел на юг. В тот же год все крестьяне этого края вымерли, а их заброшенные поля пришли в запустение.

Легенда об отлетевшей душе риса встречается и у кхмеров, возделывающих рис на заливных полях. Она рассказывает, что в стародавние времена людям не приходилось собирать урожай: рис, созревая, поднимался в небо и перелетал в амбар. Но вот как-то раз одна молодая чета, жившая по соседству с амбаром, затеяла шумную ссору, вспугнувшую бога риса. Обиженный бог скрылся в узкой расщелине скалы, а в покинутых им деревнях начался голод. Как ни старались люди вернуть бога, все было тщетно. Наконец они выбрали посланца, который должен был умолить бога простить их. Много трудностей пришлось преодолеть храбрецу, прежде чем ему удалось выполнить свой долг.

Героями мифов о рисе часто оказываются самые различные животные. Так, в Японии широко распространена легенда о журавле, принесшем людям рис. В мифах народов, живущих на островах и в материковой части Юго-Восточной Азии, рис обычно приносят птицы, а в легендах, встречающихся от Южного Китая до Ассама, эта рол отведена собаке. Одна из таких легенд, возникшая в китайской провинции Сычуань, повествует о последствиях страшного наводнения, унесшего много жизней и уничтожившего посевы. Те, кому удалось спастись, обезумели от горя. Но вот однажды они заметили собаку, выбирающуюся с рисового поля, размытого потоками воды. На ее хвосте они нашли прилипшее рисовое зернышко, которое дало жизнь новому урожаю. В благодарность за это люди каждый год угощают собак первым блюдом, приготовленным из риса нового урожая.

У народов Восточной и Юго-Восточной Азии представления о душе и божествах риса неодинаковы. Например, на острове Ява считается, что во время сбора урожая богиня риса Деви Шри играет свадьбу с богом Вишну или Седаной. Вот почему, когда рис начинает наливаться зерном, его сравнивают с женщиной, ждущей ребенка. Когда урожай собран, богиню риса и ее супруга перевозят в амбар, где они, никем не потревоженные, проводят первую брачную ночь, которая и дает начало будущему богатому урожаю. В отличие от этого на Таиланде божество риса удаляется в сарай, где оно должно оставаться до следующего года.

У вьетнамского народа мыонг во время празднования Нового года (тэт) принято приносить рис в дар предкам и почитаемым духам. Потом его подают на стол, но на этом обряд не кончается. Рис подносят и самому рису, что делает его вдвойне священным.

Во всех этих легендах присутствуют и бог риса, и душа риса, и божество рисовых полей. В японской мифологии эти божества появляются на поле лишь после того, как рис начинает расти. Весной, спускаясь на рисовые поля, божества гор становятся богами полей, а осенью, после сбора урожая, вновь возвращаются на вершины, чтобы провести там зиму.

Эти легенды о божествах, спускающихся на поля с гор в определенное время года, важны для понимания всего комплекса верований японцев, связанных с выращиванием риса. Подобных преданий не встретишь ни в одной из стран Восточной и Юго-Восточной Азии, однако в Лаосе существует поверье, согласно которому духи змей во время сезона дождей обитают на рисовых полях, а в сухой сезон уползают в реки.

Но времена меняются. С появлением современной техники и изменением методов земледелия в странах Восточной и Юго-Восточной Азии все дальше в прошлое отходят бытовавшие во многих областях обряды, исчезают легенды, рассказывающие о происхождении риса. Вместе со стариками умирают старинные предания и привычки. Поэтому важнейшая задача этнографов — собрать и передать грядущим поколениям богатейшее наследие этих рисовых цивилизаций.

Автор: Таре Облалем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

UA TOP Bloggers