Святые женщины в исламе

Святые женщины в исламе

Рабия Аль Адавия

На мусульманском кладбище в Казани есть почитаемая могила семи дев. Сюда приходят помолиться в основном старушки, но, бывает, увидишь и молодых женщин, которых приводит вера в то, что семь дев помогут им в их многочисленных женских заботах, в семейной жизни, избавят детей от болезней… Если спросить у тех, кто приходит к могиле, что же это за девы такие, можно услышать несколько легенд. Одна из них, например, рассказывает, что этих дев заставляли принять христианство, но они не желали отступиться от своей веры и покончили с собой — за это Аллах их сделал святыми.

По другой версии, эти девы при жизни были обращены в прекрасных белых лебедей, незадолго до смерти их освободили от злых чар, и люди узнали в них семь благочестивых сестер. Непонятно, правда, почему в этом случае они считаются святыми. Но, как бы то ни было, нет никаких документальных свидетельств о могиле, которую называют могилой семи дев. Святые девы выдуманы. Это одно из проявлений культа святых женщин в исламе, который существует с давних пор и несет в себе явные следы прежних верований тех народов, которые стали мусульманами. Ему посвящена обширная апокрифическая литература.

На первый взгляд, само существование святых женщин невозможно в этой религии, ставящей женщину весьма низко — и в семье, и в обществе, узаконившей ее неравноправное, униженное положение. Первоначальный ислам, возникший в период становления классовых отношений у арабов- кочевников, регламентировал положение женщины, закрепив патриархат. Женщину могли купить, ислам это разрешал. А купленная вещь должна быть без изъяна и служить своему хозяину. Женщина же не могла сама выбрать себе мужа. Не ей принадлежало и право развода — и здесь инициатива находилась целиком в руках мужчины. Детей у брошенной жены попросту отбирали.

Известно, что в законоположениях ислама разрешено многоженство. Мусульманские легенды превозносят гуманность и мудрость этого обычая. Рассказывают, например, что сам пророк брал себе много жен исключительно из сострадания к женщинам, оставшимся без мужей, погибших за веру. Впрочем, закон этот имел отношение лишь к богатым и знатным, бедняки же нередко вообще оставались одинокими. Ущемлена была женщина и в наследственных правах. С ее личностью, достоинством считались мало.

Обычай, предписывающий женщине быть закутанной с ног до головы в присутствии посторонних, полное затворничество, беспрекословная покорность мужу — все это воспитывало в ней психологию рабыни.

И вот при таком отношении ислама к женщине — как к существу второсортному — в этой религии возникает и развивается культ святых женщин. Он по сути своей противоречит ортодоксальному исламу. Французский исламовед Перрон писал: «На путь святости в исламе редко вступают женщины. Этот путь слишком труден для них, так, по крайней мере, думают мужчины. Последние всюду впереди. Весь блеск, все заслуги, весь почет существует только для мужчин. Они использовали все для своей выгоды и преимущества. Они все себе присвоили, все монополизировали, даже святость, даже рай». Отметим, кстати, что первоначальный ислам выступал вообще против культа святых. В Коране превозносятся мужчины и женщины, которые отказываются от земных благ и готовы пожертвовать жизнью ради укрепления веры, им принадлежат первые места в раю. Но в земной жизни они не могут претендовать на какое- либо особое положение. Как и все остальные люди, они помимо воли Аллаха не могут ни в чем приносить ни пользу, ни вред.

Огромная пропасть отделяет это представление начального ислама от той роли, которую получают вскоре после распространения новой религии почитание святых и обращение верующих к ним за помощью в своих земных делах. Здесь проявилось влияние домусульманских культов тех народов, которые подверглись исламизации. Не случайно культ святых содержит в себе религиозную интерпретацию многих произведений индийской и персидской литературы. И среди мусульманских святых было немало местных божеств, которым мусульмане поклонялись раньше. «Свои» святые делали более понятными установления Корана и шариата, они выступали посредниками между Аллахом и верующими. В некоторых местностях только имамы да муллы были знакомы с тонкостями религии, а основная масса верующих поклонялась единому богу — Аллаху, порой не зная даже самой простейшей молитвы ислама. Не случайно в мусульманском богословии скоро возник тезис о том, что содержание Корана имеет тайный смысл, доступный только избранным.

Каким же образом в сонм мусульманских святых попали женщины? На первых порах новая религия не устанавливала ограничений для женщин. В арабской классической литературе присутствует образ героической женщины, которая участвует наравне с мужчинами в набегах на другие племена, есть и образы участниц политической жизни в молодой мусульманской общине. Одна из жен пророка Мухаммеда Айша играла немалую роль в распрях различных политических группировок. В то время еще не столь строго было требование затворничества, не стало пока обязательным и ношение покрывала.

Сохранились рассказы об активном участии мусульманок в столкновениях шиитов и суннитов, боровшихся за власть в Арабском халифате. Умм-Вахб — жена одного из сторонников Али — выдернула из земли кол, к которому прикреплялась палатка, и дала его мужу со словами: «Заклинаю тебя моим отцом и матерью, ступай и борись за права потомства Мухаммеда и Али».

Другая женщина — Асма, дочь Абу-Бекра, первого халифа после смерти Мухаммеда, — не хотела примириться с тем, что ее сын, отправляясь на войну, надевал панцирь, ибо подобная осторожность казалась ей недостойной мужчины, идущего в бой за справедливое дело.

Кулейба бинт Сайд из племени аслам во время сражения при Хейбаре организовала полевой лазарет в мечети, самоотверженно ухаживала за ранеными. Мусульманское предание сохранило до наших дней образы арабских женщин, которые делили со своими мужьями все тяготы кочевой жизни, участвовали в боевых походах. Однако не эти черты женщин позволили им сделаться объектами поклонения в исламе. Не героизм, не энергия, не умение разбираться в обстановке, не ум и сообразительность и даже не доброта и сострадание.

Уже в первоначальном исламе, в почитании Марии (Мариам) — матери Иисуса Христа (Исы), Амины — матери Мухаммеда, его дочери Фатимы была заложена основа для дальнейшего развития культа святых женщин. Поэтому легенды о святых женщинах в исламе превозносят их благочестие, скромность, покорность, терпение, усердие в молитвах и т. п. В некоторых мусульманских странах в период средневековья возникают женские монастыри, в которых находили приют и женщины, изгнанные из дома мужьями. Они оставались там (для сохранения своей доброй репутации), пока не вступали в новый брак.

С развитием и укреплением феодализма в странах Востока вначале разрозненные представления о святых женщинах все более приобретают черты хорошо разработанного учения. Одним из главных атрибутов святой становится, наряду с перечисленными качествами, знание религиозных наук и догматов. Мухаммеду приписываются слова: каждый мусульманин и мусульманка должны стремиться к знаниям (знания имеются в виду, конечно, религиозные). Соблюдение этой заповеди пророка и способность творить чудеса — вот необходимые качества святой.

В Каире долгое время была известна могила святой Ситты Нафисы. Она была правнучкой халифа Хасана и снохой имама Джафара ас-Садика и, как гласит легенда, прославилась своим благочестием и ревностным исполнением религиозных обрядов; паломничество в Мекку совершала 30 раз. Она много постилась, «оживляла ночи» — проводила их в беспрестанной молитве. Ела один раз в три дня. Коран и толкования к нему она знала наизусть и была настолько сведуща в религиозных науках, что ее современник — основатель шафиитского мазхаба в шариате имам аш-Шафии глубоко почитал ее великую ученость. Она сама себе вырыла могилу и, сидя около нее, сто девяносто раз прочитала Коран. Лишь только она произнесла слово «милосердие», ее душа вознеслась к «Господину милосердия».

Бесчисленны сотворенные ею чудеса. Одно из них она совершила, когда переселялась из Аравии в Египет. В семье жившего по соседству зиммия (раба христианского или иудейского вероисповедания) была девушка, разбитая параличом. Святая не могла равнодушно отнестись к судьбе несчастной больной. Она совершила ритуальное омовение и обратилась к Аллаху с горячей молитвой об исцелении девушки. Не успела она закончить молитву, как больная встала на ноги. Ситта Нафиса отдала свою чадру в жертву Нилу, когда стране грозила страшная засуха, и Нил разлился, принеся людям изобилие.

Чем дальше уходила мусульманская община от первоначального ислама, тем пышнее и цветистее становились легенды о святых, их образы обрастали все новыми сказочными чертами. В Мекке открывают все новые погребения святых. Между черным камнем в стене Каабы и колодцем Земзем их насчитали 99. Здесь почитают и камень, на котором пророк отдыхал. Предметом поклонения стал камень в доме Абу-Бакра: он якобы приветствовал Мухаммеда в отсутствие хозяина. В большом почете водоемы, вода которых стала пресной и годной для питья благодаря плевку пророка, и т. д. и т. п.

Мусульмане начинают посещать могилы святых как священные места, а там, где не было мусульманских захоронений, за них выдаются старые языческие святилища. Иногда святой могилой становилось захоронение богатого купца или феодала, внезапно скончавшегося в пути. А если это произошло у ручья или у горы, то и ключ, и гора объявлялись священными.

Могилы святых считались неприкосновенным убежищем для всех, кто попросил у святого заступничества, будь то благочестивый человек или преступник. В более позднее время посещение могилы определенного святого стало приравниваться к совершению паломничества в Мекку и Медину. Увеличивается и число святых женских могил.

У народов Северной Африки сохранилась легенда о бедной и бездетной женщине Туадже, которая горячо мечтала посетить перед смертью Мекку. Бедность оставила неосуществленным это самое страстное желание ее сердца. Она не имела средств даже на то, чтобы купить четки. Тогда Туаджа стала собирать финиковые косточки, просверливала их, нанизывала на нитку и таким образом у нее получились четки. С ними она молилась, просила у Аллаха прощения за свою бедность и умоляла засчитать ей дни, проведенные у могилы святого Сиди Абд аль-Кадра, как дни паломничества. Когда эта женщина умерла, четки — ее единственную собственность положили в могилу. Пророк, прослышав о необыкновенном благочестии нищей, посетил ее могилу, и слезы, которые у него пролились при этом, оплодотворили сухие финиковые косточки ее четок, из них выросли деревья, которые дают самые сладкие плоды.

В житиях святых женщин появляется все больше рассказов, в которых в качестве назидания рядовым верующим восхваляются их преклонение перед авторитетом и имуществом богатых и знатных господ. Чем, например, прославилась святая Разийя? Однажды эта старая бедная вдова при свете луны пряла пряжу. В тот момент, когда месяц скрылся за огромной тучей, мимо ее дома прошел халиф с фонарем в руке, и Разийя успела спрясть еще две нитки. Но потом Разийю обуяли сомнения: правильно ли она сделала, воспользовавшись светом чужого фонаря? Ведь он ей не принадлежал, значит, и эти две нитки, которые спрядены ее руками, ее трудом, тоже не принадлежат ей? Со своими сомнениями Разийя обратилась к основателю одного из четырех шариатских мазхабов Ахмеду ибн Ханбалю. Богослов объявил, что эти две нитки являются греховными, ибо в них заключена частная собственность в виде света фонаря халифа, незаконно использованного вдовой.

Истории известны случаи, когда женщины, превосходившие своим умом и талантом правителей-мужчин, занимали престол и правили успешно и мудро. Среди мусульманок было немало и ученых женщин, поэтесс, музыкантш, но не их славят в своих речах мусульманские проповедники. Чаще всего эти женщины приходили в столкновение с исламом, что нередко кончалось для них трагически, как это произошло, например в XII веке в Гяндже, где по приказанию местных мусульманских владык была казнена поэтесса Мехсети-ханум, осмелившаяся воспеть любовь.

Что касается истинно народных преданий всех мусульманских народов, то в каждом из них видно, как высоко ценились прекрасные качества женщин во все времена. Они прославляют женщину-мать за светлый ум, сноровку, способности, трудолюбие. Бывало, что мусульманка предпочитала смерть гаремной жизни, и это было не только выражением отчаяния и безысходности, но и протестом. Немало женщин Востока вместе с прогрессивными современниками боролись за свои права, за свое человеческое достоинство. Впрочем, эта борьба продолжается и в наше время…

Автор: Л. Шайдулина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

UA TOP Bloggers