Дочь Пророка

Дочь Пророка

Фатима

Фатима, Фатьма, Патимат — это варианты имени одной из самых знаменитых женщин в истории ислама, дочери пророка Мухаммеда. Миллионы мусульман и сегодня называют своих дочерей этим именем, сохраняя память о благородной Фатиме. Ее мать, Хадиджа, была старше мужа на 16 лет, но родила ему семерых детей — трех сыновей и четырех дочерей. Мальчики умерли в младенчестве, всех дочерей — Рукайю, Зейнаб, Умм Кальсум и Фатиму — Мухаммед выдал замуж, но внуков пророка дала мусульманам только младшая.

В истории не отмечена точная дата ее рождения. Хотя известно, что появилась девочка на свет не позже, чем за восемь лет до хиджры — переселения мусульман из Мекки в Медину, которое случилось в 622 году. Имя своей младшей дочери родители дали не случайно: так звали мать отца Мухаммеда и мать самой Хадиджи.

Когда вышли замуж ее старшие сестры, Фатиме было всего пять или шесть лет. Родители ее баловали, тем более что была она ребенком болезненным и печальным. Даже когда она подросла, ни Мухаммед, ни Хадиджа не побуждали ее принять ислам. Впрочем, возможно потому, что не хотели, чтобы повторилось то, что произошло с дочерью Рукайей, принявшей ислам: когда об этом узнали в клане ее мужа, она была с позором возвращена в родительский дом. Обычай требовал, чтобы жена во всем следовала за мужем, как нитка за иголкой, не проявляя самостоятельности в убеждениях. Кстати, именно поэтому в Мекке, враждебно относившейся к Мухаммеду за его проповедь новой веры, Хадиджу не только не осуждали за то, что она приняла ислам, а напротив, именно за это уважали — ведь она поступила как верная жена.

На редкость счастливой была семейная жизнь Хадиджи и Мухаммеда, 20 лет прожили они во взаимном согласии, любви и доверии. Смерть жены в 619 году была большим ударом для Мухаммеда. Но, как того требовал тот же обычай, родственники сразу начали искать ему новую жену. Подходящей сочли тридцатилетнюю Савду, вдову мусульманина, погибшего в Эфиопии, куда переселилась часть последователей Мухаммеда. Их жизнь с Савдой не сложилась, но Мухаммед, жалея женщину, оставил ее в своем доме, позволив пользоваться всеми правами члена семьи главы мусульманской общины.

Вскоре в доме пророка появилась Айша — дочь его сподвижника Абу Бакра, но ее только готовили в жены Мухаммеду — свадьба была отложена до совершеннолетия невесты. Маленькая Фатима очень тяжело переживала смерть матери. Полагали, что она станет хозяйкой в доме Мухаммеда и даже называли ее «Ум Абихи», что значит «мать своего отца». Но, как видно, этого не случилось — в доме появились новые хозяйки, и вряд ли это утешало Фатиму в ее горе.

Через год после переселения мусульман из Мекки в Медину состоялись две знаменитые в истории ислама свадьбы: Мухаммед женился на Айше, Фатиму выдали замуж за двоюродного брата пророка, товарища ее детских игр Али ибн Абу Талиба. Ей тогда не было еще и шестнадцати, но в Аравии того времени девочка могла стать женой уже в двенадцать лет.

На этих свадьбах не было ни музыки, ни танцев, угощение самое скромное — финики, оливки, овечье молоко… Мусульмане были бедны, но даже не в этом дело. То был вообще трудный период в их жизни, и Мухаммед требовал от своих сподвижников и от всех членов уммы — мусульманской общины — самоотдачи и самоограничения, строго следовал этому принципу сам…

Али и Фатима поселились неподалеку от жилища самого Мухаммеда — он хотел, чтобы все члены его семьи были непременно рядом с ним.

Рассказывают, что молодые поначалу часто по-детски ссорились, обижались друг на друга — переход от товарищеских игр к супружеским отношениям давался с трудом… Через три года в семье появился первенец — Хасан, а еще через год родился Хусейн.

Как раз в это время случилась битва мусульман с мекканцами у колодца Бадр, и вскоре произошло еще одно столкновение с врагами ислама — у горы Оход где мусульмане понесли немалые потери. И хотя все знали, что погибшие за дело веры непременно пребывают в раю, семьи погибших тяжело переживали утрату. Близко к сердцу приняла гибель единоверцев Фатима — ведь многих из них она знала с детства. Эти переживания совсем не нравились ее мужу: Али, напротив, пребывал в приподнятом настроении, как воин, вернувшийся из боя за правое дело. Он хотел видеть свою жену веселой, она же будто погрузилась в вечный траур.

Сохранились свидетельства историков, утверждавших, что Али хотел обзавестись и другими женами — законы ислама позволяют мусульманину иметь четыре жены одновременно, если он в состоянии обеспечить их пропитание, дать им жилище и относиться ко всем с одинаковым вниманием. Мухаммед, узнав о намерении зятя, предупредил его, что он может привести в дом новую жену, если только разведется с Фатимой. Ибо она, сказал Мухаммед, «часть моего тела». Али не желал терять своего места в окружении пророка, и Фатима до конца своей жизни осталась единственной его женой. Однако ситуацию в семье это не улучшило. Правда, радовали сыновья — шумные, непоседливые, как все мальчишки на свете. Но и материнские радости не могли развеять навсегда поселившуюся в душе Фатимы печаль. Она, мать двоих детей, бесконечно тосковала по своей матери, которую очень любила и потеряла так рано.

А когда дом отца заполнили голоса чужих ей женщин, она почувствовала себя совсем одинокой. Она не сблизилась с женами Мухаммеда, тем более что хорошо видела, как стараются они повлиять на его действия в пользу своих кланов…

Можно было бы предположить, что у Фатимы не оказалось своего достойного места в жизни молодой мусульманской общины, строящей Дар уль-Ислам — Дом Мира ислама, во главе которого стоял ее отец. Но это не так. Отзывчивый на чужую беду человек, умеющий сопереживать, сострадать, прийти на помощь, непременно получит признание и благодарность людей. Именно такой была дочь пророка. Она помогала страждущим, часто отдавая им все то немногое, чем обладала.

После смерти старшей сестры Рукайи Фатима вновь облачилась в траур. Отец опоздал на похороны дочери, но когда вернулся домой, сразу пошел в покои Фатимы, и они долго сидели вместе, вспоминая и Рукайю, и Хадиджу.

Мухаммед очень любил своих внуков, и когда позволяли дела, играл с ними — вот в эти минуты Фатима бывала веселой и радостной. А отец говорил ей, что добродетельная, преданная вере жена, обладающая духовной и телесной красотой, и хорошая, крепкая семья — самое драгоценное в жизни мужчины.

Однажды Мухаммед принимал группу христиан из Наджрана. Он вышел к ним в широком плаще, и представляя гостям Фатиму, Али и своих внуков, он покрыл плечи всех четверых краями своего плаща и сказал: «А вот моя семья!» Впоследствии в шиитской литературе семейство Али стали называть «люди плаща».

Похоже, после смерти любимой жены Хадиджи пророк так и не обрел нового семейного счастья. Среди его жен не было мира и согласия. Айша и Хавса соперничали между собой. Отцы обеих, Абу Бакр и Умар, были ближайшими сподвижниками Мухаммеда, его преданными друзьями, но каждая себя считала более достойной особого внимания мужа. (Кстати, именно Хавсе, по преданию, Мухаммед передал свой архив — те немногочисленные записи откровений, которые были сделаны при его жизни, переписку с соседними государями.) Даже самому пророку трудно было установить мир между женщинами. Однажды, когда он подарил Айше ожерелье, доставшееся ему в качестве трофея, жены поссорились, да так сильно, что конфликт пришлось улаживать влиятельным родственникам. Отголоски этого события нашли место в суре 4 Корана «Женщины», там, где говорится о необходимости стремиться к гармонии в семье и о том, как трудно этого достичь в реальной жизни.

Фатима сторонилась жен отца, не принимала никакого участия в их интригах. Но когда Мухаммед привез из очередного похода юную пленницу из завоеванной крепости Хайбар — принявшую ислам иудейку Сафию и все жены дружно объединились против нее, Фатима сердечно отнеслась к ней, помогая привыкнуть к новой жизни. Брак Мухаммеда и Сафии позволил установить с жителями Хайбара мир на все времена.

Когда мусульманская община окрепла экономически, Мухаммед счел возможным назначить своим близким ежегодный пенсион. Фатиме было положено 85 мешков зерна в год — хорошее подспорье для семьи, в которой после двух первых мальчиков появилось еще трое детей.
После смерти отца Фатиму ожидали тяжелые испытания. Мухаммед не назначил себе преемника, и назревал спор о власти между мухаджирами, пришедшими с ним из Мекки, и ансарами — мединскими мусульманами. Но всех примирил Умар, напомнив правоверным, что именно Абу Бакру Мухаммед поручил руководить молитвой в дни своей болезни. Али же, как ближайший родственник пророка, отец его внуков, полагал, что именно он должен стать во главе общины. Но мусульмане присягнули Абу Бакру, и тогда Али, обидевшись, заперся в своем доме. Умар пришел к нему объяснить, что не время ссориться, что надо сплотиться, чтобы сохранить общину. Али не пустил его на порог и запер все двери. Гость попытался открыть их силой, но тут к нему вышла Фатима и пригрозила, что сейчас перед всеми снимет с головы покрывало. Мусульманка могла сделать такое только в случае крайней опасности, и тогда все спешили ей на помощь.

Помня наставления отца, она свято хранила верность мужу во всем и защищала интересы своего семейства. Из этих соображений она заявила претензии на доходы от оазиса Фаддак, который считался личной собственностью Мухаммеда, на что Абу Бакр — а именно он стал первым халифом мусульман после смерти пророка — ответил ей, что оазис — собственность общины, ибо пророки никаких иных наследников, кроме уммы, не имеют. Фатима прервала все отношения с Абу Бакром и даже на смертном одре не пожелала его видеть.

Она не намного пережила отца: разные источники называют сроки от двух месяцев до двух лет. Свел ее в могилу туберкулез — болезнь бедности, душевного и физического истощения. Было ей в ту пору… может быть, 23, а может быть, 33 года — у историков нет согласия на этот счет.

В исламе установлено посвящать Фатиме 20-й день месяца рамадана — как день ее рождения и третий день месяца джумада — как день ее смерти.

В последний час Фатимы ее мужа Али не было дома, но, получив печальную весть, он поспешил вернуться и похоронил жену со всеми полагающимися почестями. А вскоре вдовец женился и забыл, где покоится мать его детей. Впрочем, здесь он формально не нарушил законов ислама — могила мусульманина должна, в конце концов, сровняться с землей.

В жизнеописании Мухаммеда, составленном спустя несколько десятилетий после его смерти, о Фатиме рассказано очень мало. Это понятно: передатчики, то есть те, кто вспоминал о жизни и высказываниях Мухаммеда в разные периоды его жизни, были в основном из окружения Айши, которая сама претендовала на место главной духовной наследницы Мухаммеда. Но прошли века, и образ дочери пророка в сознании мусульман стал вечным примером воплощенного сострадания, жертвенности, милосердия. В исламском мире есть такой амулет: ладонь Фатимы, в которой она протягивала нуждающемуся последний грош или финик.

Особо почитают Фатиму шииты — те, кто полагает Али и его потомков главными и единственными наследниками духовной власти пророка в мире ислама. Именно они называют ее «Ум Абихи» (мать своего отца). В шиитской литературе можно встретить рассказы о совершаемых ею чудесах.

Фатиму называют и «Марьям аль Кубра», то есть «старшая Марьям» — в знак близости ее к образу христианской Девы Марии (но для мусульман величие Фатимы, разумеется, выше), об этой же близости говорит еще одно именование дочери пророка — «ал Батул» — «девственница».

А еще благодарные шииты называют ее «царицей рая». Иногда их упрекают за «рукотворность» образа Фатимы. Возможно, и в самом деле шииты в своем восторженном почитании этой женщины наделили ее всеми превосходными свойствами сверх меры, но это нисколько не умаляет истинных ее достоинств, и ее светлый и трагический образ свято хранится в благодарной памяти мусульманского мира.

Автор: О. Бибикова.

Дочь Пророка: 2 комментария

  1. К этой статье по моему мнению следует добавить и данные о том что всякая информация о том, что пророк Мухаммад вступил в половую связь с Аишей, когда ей было 9 лет это информация ложная, от Аиши было сказано «вступил в связь», а это не означает половые отношения, такая фраза может означать что угодно, только не половые отношения, обычное брачное общение, пророк Мухаммад не был бесплодным, а Аиша не забеременела и не родила от пророка Мухаммада, а это достоверно значит что половой связи не было. Когда пророк Мухаммад умер Аише было всего 18 лет и она еще ни разу не рожала, очевидно, что половой связи между пророком Мухаммадом и Аишей не было, некоторые мусульмане приводят пример цитаты Аиши, о том, что во время омовения она и пророк Мухаммад находились в состоянии «Юнуб» (Джунуб), но это понятие нужно истолковывать не как состояние после секса, а как состояние после менструации у женщин и после поллюции у мужчин, иначе и понимать не следует, потому что цитата взята из Сахих аль-Бухари.6.Книги месячных. Также иногда некоторыми приводится цитата Аиши «Я и Посланник (мир ему) принимали ванну из одного бака, и наши руки поочередно окунались в него, пока мы занимались сексом», которая недопустимо искажена, слово «сексом» необходимо исключить, это не правильный перевод т.к. цитата взята из Сахих Муслима.3.Книги месячных и в ней также описано состояние после месячных или после поллюции. Так что все данные о том, что пророк Мухаммад вступал в половую связь с Аишей следует считать ложными. То что пророк Мухаммад лежал на одной постели с Аишей не является доказательством того, что он вступал с ней в половую связь. Современные мусульмане должны брать пример с пророка Мухаммада и не вступать в половые отношения с девушками моложе 18 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

UA TOP Bloggers