Валаам – дивный остров

Валаам – дивный остров

Валаам

В северо-западной части Ладоги возвышается группа островов, покрытых лесом, — это Валаам и его «дети». Кряжи темно-серого гранита, гигантские отвесные скалы, покрытые сединами мха, зеркальные воды заливов, сумрак лесов, громоздящихся уступами по склонам гор, глубокая пустынная тишина – все это дышит покоем и величием. Именно в такие места для уединенного труда и молитвы испокон веков стремились души, жаждущие Бога, презревшие «суету сует» мира сего.

Монашеская жизнь на Валааме расцвела после крещения Руси, хотя христиане-подвижники обитали здесь и раньше. По всей русской земле прославились святостью и множеством чудес преподобные Сергей и Герман Валаамские. Не раз являлись они страждущим людям во сне и наяву, исцеляя болезни, спасая от неминуемой гибели. Многих привела в Валаамскую обитель небесная помощь этих святых.

В 1371 году с русскими воевал шведский король Мангус второй. Однажды во время его плавания по Ладожскому озеру поднялась страшная буря. Шведские корабли были разбиты и все войско погибло. На корабельной доске спасся сам король: его принесло к берегам Валаама. Вскоре после этого он принял православие и перед кончиной был пострижен в схиму с именем Григорий.

Валаам

Иноческая жизнь, определенная русской религиозной философией как «духовный максимализм», всегда отличалась на Валааме особой строгостью, но это и привлекало в суровый северный край самых лучших, самых достойных. Не случайно именуется Валаам Северным Афоном. Святая Гора Афон в Греции — своеобразная квинтэссенция монашества. На остров в Эгейском море уже много столетий не ступала нога женщины, это настоящее монашеское государство, живущее сегодня так же, как жили первые христиане: трудом и молитвой.

Валаам

На Валааме запрета на посещение женщинами острова не существовало, но было введено множество ограничений (например, на другие острова архипелага, где находились монашеские скиты, слабый пол допускался только один раз в год, на престольный праздник того или иного храма) — и паломницы, сестры во Христе, вели себя, как им и подобает: тише воды, ниже травы. В остальном же обитель стремилась подражать Афонским уставам. И поныне желающие могут принять участие в многочасовом ночном богослужении; дошел до наших дней знаменитый валаамский распев, имеющий много общего с афонским. С Афона преподобным Арсением в 1393 году принесена чудотворная икона Божией Матери, названная Коневской (по имени Коневского острова, куда удалился из многолюдной Валаамской обители подвижник Арсений, основав на острове монастырь).

Венценосные особы проявляли внимание к монастырю, присылая в дар церковную утварь из драгоценных металлов и камней, внося щедрые денежные пожертвования на нужды обители. Екатерина II учредила на Валааме епархиальную больницу для монашествующих, Павел I пожаловал земельные и водные угодья; Александр I значительно расширил монастырь и взял его под личное покровительство, повелев построить Валаамское подворье в Санкт-Петербурге. (К слову если вы отдыхаете в окрестностях Санкт-Петербурга, например в санатории «Балтийский берег» — https://sanatoriy-baltijskij-bereg.ru/, то неплохой идеей будет посетить на досуге и знаменитый Валаамский монастырь. Хотя разумеется и в самом санатории «Балтийский берег» есть чем заняться отдыхающему).

В 40-60-х годах 19-го века Спасо-Преображенский Валаамский монастырь был перестроен по проекту архитектора Алексея Горностаева, основателя русского стиля в зодчестве.

Валаам

Обитель стала духовным и культурным центром России. К концу 19-го века это было уже мини-государство площадью 36 квадратных километров, с центральной усадьбой и тринадцатью скитами, разбросанными на близлежащих островах, с заводами — свечным, кирпичным, гончарным, конным, фабрикой приготовления сукон. На Валааме добывали скипидар, шлифовали гранит и мрамор. Монастырская индустрия использовала самые передовые механизмы и технологии. Даже электричество появилось здесь на несколько лет раньше, чем в Санкт-Петербурге!

На Валааме разводили великое множество плодово-ягодных деревьев и кустарников — одних только яблонь было 60 сортов (куда прославленному «гению» советских времен Мичурину до валаамских иноков!). В теплицах вызревали дыни весом до трех килограммов и арбузы — до восьми; в аптекарских садах рос золотой корень.

«Отец Феодор весь день непрерывно читает в уме Иисусову молитву и все дни напролет проводит за работой… А тут и землицы-то нет, все камни. Вот и приходится ему самому «творить из ничего» землицу. Носит, собирает щепочки, да елочные иглы, да листья. Все это компостную яму образует; перегорит — и землица получается, да какая славная!»

С давних пор у православного карельского населения, живущего по берегам Ладожского озера, был обычай: молодые люди, прежде чем жениться, работали в течение года на Валааме. Девицы и замуж не хотели выходить за того, кто не прошел монастырского «искуса». Осенью по окончании полевых работ приезжали на баржах со всех сторон Ладоги молодые парни. Они, помимо работы, должны были присутствовать на всех воскресных и праздничных службах. Нелегко было юношам, зато и дух закалялся на всю жизнь. Родители увозили детей домой счастливые и довольные, благодаря монахов за науку.

Валаам

Революционные бури в России поначалу не оказали влияния на мирную жизнь обители: Валаам вышел из состава Республики Советов вместе с Финляндией. Правда, все сбережения монастыря, хранившиеся в российских банках, пропали, и остров заметно обезлюдел из-за прекращения притока русских паломников и наемных рабочих, но все же представлял собой зрелище величественное.

После Второй мировой войны Валаам вновь отошел к России, а точнее тогдашнему СССР. О том, чтобы монастырь продолжал существование конечно, и речи не было – остров поступил в распоряжение Балтийского флота. Была здесь школа юнг, потом целлюлозный завод, дом инвалидов. С 70-х годов архитектурный ансамбль Валаамского монастыря стал филиалом Петрозаводского краеведческого музея. И лишь в 1988-1989 годах Спасо-Преображенский Валаамский монастырь был возвращен Церкви.

На Валаам прибыли первые монахи. Одно время были проблемы с «местным населением», которое появилось в послевоенные годы: около пятисот человек из числа обслуживающего персонала и пациентов бывшего дома инвалидов, создавших семьи и произведших на свет потомство. Многие из них крепко дружили с «зеленым змием» и монахов, вторгшихся на их территорию, встретили враждебно. Но молитва и любовь творят чудеса. Воскресная школа, куда островитяне стали отдавать своих детей, дабы те не болтались бесцельно на улице, стала для ребятишек родным домом. А за школьниками и родители потихоньку потянулись в храм.

Валаам

На острове всегда рады гостям. Принимают экскурсантов, приезжающих полюбоваться удивительной природой и возрождающимися шедеврами архитектуры, подышать чистым воздухом. Конечно, есть острая нужда в рабочих руках: от реставраторов до лесорубов. Последние ценятся выше, так как заготовка дров на Валааме — проблема. Если вовремя и в достаточном количестве не запастись топливом, пропадешь зимой. На покос люди тоже нужны. Косят здесь вручную – на острова сложно доставлять какую либо технику. Конечно, просят монахи, чтобы приезжали на Валаам поработать и отдохнуть от городской суеты, желательно мужчины. Женщинам вход на остров не заказан, но дел для них не так много, а устроить их сложно. И еще одно условие — человек должен быть верующим или хотя бы «интересующимся». В душу лезть и что-то навязывать, конечно никто не будет. Но какой смысл отправляться в монастырь, если чуждо самое главное в его жизни — Богослужение?

Автор: Елена Житенева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

UA TOP Bloggers