Шива и Парвати

Шива и Парвати

Шива и Парвати

Для ревностных поклонников Шивы то место, где бог сочетался браком со своей вечной супругой Парвати, имеет особое значение в списке святынь, которые необходимо посетить. Согласно легенде, оно находится в гималайской долине, лежащей над областью Уттаркханд, среди густых хвойных и кедровых лесов. Ныне оно известно под названием Триджуги-Нарайн (три — это число 3, джуги, или юги, — эпохи, эры, минувшие с тех пор, как это место стали почитать местом величайшего бракосочетания всех времен). Главный объект почитания — Дхуни — священный очаг, который, согласно легенде, использовался во время свадебной церемонии Шивы и Парвати.

Очаг Дхуни по сей день исполняет свою роль, и огонь в нем поддерживался во все минувшие века: запас топлива непрерывно пополняется прибывающими к очагу паломниками. Широко бытует мнение, что зола из Дхуни излечивает от всех болезней, и садху (странствующие святые люди) высоко ценят ее как особо сильное лекарственное средство. Паломники со всех концов Индии являются сюда за золой, а также поклониться Шиве и Парвати. Священный очаг Дхуни, а также изображения небесной супружеской пары находятся в красивом храме, откуда открывается вид на заснеженные горные вершины.

Триджуги-Нараян

Трудно сказать, кто именно воздвиг храм Триджуги-Нарайн и сколько веков он существует. Каменная плита на храмовой стене, наверное, могла бы поведать об этом, однако надпись выполнена на древнем языке пали, и письмена по большей части стерлись, сгладились под дождями и ветрами столетий. Если кто-то из ученых и разобрал надпись на плите, то, вероятно, не счел необходимым поделиться своим открытием с местными жителями. Никто из жрецов, с которыми я общался, не располагает достоверными фактами или цифрами, зато они знают великое множество народных легенд, не придающих значения датам. И это столь характерно для нашей вечной Индии, что меня теперь нимало не тревожит этот недостаток, кажущийся нелогичным в условиях нашей современной жизни.

Как говорится во всех легендах о Шиве, Махадев (т. е. Великий Бог) был погружен в созерцание и совершенно отрешился от окружающего мира, а главное от своих обязанностей верховного искоренителя зла. Разумеется, и боги менее значительные могут справляться со злом, но бывает зло, требующее вмешательства самого Шивы. Стремясь обратить взор Шивы к миру, остальные боги решили женить его в надежде на то, что супруга будет удерживать его от ухода в страну грез. Но найти супругу для бога с таким нравом было совсем непросто. В самом деле, кто пойдет замуж (пусть даже он и Бог!) за того, кому украшениями служат змеи и кто пьет смертельную отраву? Это под силу лишь Верховной Богине. Итак, боги просили ее принять соответствующее обличье и стать супругой Шивы. Богиня дала согласие и приняла облик новорожденной девочки в семье властелина Гималаев. Девочку назвали Парвати и воспитали как принцессу, в изысканной роскоши.

Она стала самой красивой женщиной во всех трех мирах, и руки ее просили самые достойные мужи. Однако Парвати помышляла только о Шиве. Отец ее, властелин Гималаев, видел божественность, присущую его дочери со дня рождения, но, полагая надежды на брак с Шивой несбыточными, смирился с мыслью, что его любимой дочери придется пройти большие испытания и лишения, чтобы добиться своего.

Парвати нашла то место в Гималаях, где предавался созерцанию Шива, и расположилась неподалеку от своего суженого, чтобы всегда быть готовой служить ему, если вдруг он очнется от раздумий и откроет глаза. Однако размышления Шивы были столь глубоки, что пришлось обратиться к богу любви Камадеве с просьбой разбудить его. Камадева, пустив сердечную стрелу, сумел разбудить Шиву, однако тем навлек на себя гнев Шивы и тут же был обращен в горку пепла. Разумеется, позже он был возвращен к жизни по просьбе Ратхи, супруги Камадевы, и Парвати, вышедшей замуж за Шиву.

Как только стрела коснулась Шивы, он открыл глаза и увидел ослепительную красоту Парвати. Это доставило ему удовольствие. Шива увидел также, что Парвати беззаветно предана ему и ни за кого более не выйдет замуж. Но он сдался не сразу, а решил испытать преданность Парвати. И вот, не говоря ни слова, он встал и удалился. Парвати тогда еще более укрепилась в своем решении завоевать сердце Шивы и стать его супругой. Оставив навсегда роскошный дом своего отца, Парвати поселилась в джунглях. Соблюдая во всем суровое воздержание, она надеялась таким образом привлечь к себе взор Шивы.

Между тем Шива, принимая иные обличья, не раз навещал Парвати, стараясь поколебать ее решимость. Он предлагал ей мужей, достойных ее руки, и смеялся над тем, что она избрала Шиву. Но Парвати была непреклонна, повторяя, что уже считает себя женой Шивы. Поэтому любое предложение о замужестве звучит для нее как самое страшное богохульство.

Наконец, по прошествии ряда лет и после многих испытаний Шива окончательно убедился в беззаветной верности Парвати. Тогда он явился перед ней в своем истинном облике вечно юного йога и принял ее в качестве своей супруги. Брачный союз был торжественно объявлен в присутствии всех богов и гандхарв в лесу, где Парвати претерпела столько лишений во имя любви к Шиве.

На том месте, где состоялась божественная свадьба, был построен храм, ставший местом паломничества. Храм назывался Нарайн вплоть до конца второй юги, Двиджуги-Нарайн — до конца третьей юги, и будет называться Триджуги-Нарайн до конца нынешней, четвертой, юги. И по сей день сюда стекаются набожные паломники, чтобы хоть в малой мере воссоздать то великое событие. Каждый посетитель храма подкладывает немного хвороста в священный очаг Дхуни. Разумеется, они не могут позволить себе столь роскошные подарки, какие преподносились во время той легендарной свадьбы, и ограничиваются символическими подношениями. Например, вместо Сава лакх моти (12500 жемчужин), подаренных Парвати ее отцом, они жертвуют 1250 граммов риса, а вместо тысяч роскошных одеяний и драгоценных камней дарят сари. Чем богаче паломник, тем богаче его подарки и пышнее обряд жертвоприношения.

Помимо паломников, Триджуги-Нарайн привлекает множество туристов со всех концов света. Храм стоит как раз на древнем пути паломников от Ганготри к Кедарнатху. Дорога длиной в 130 километров пролегает по разнообразному горному пейзажу. Но лишь немногие, за исключением святых людей, решаются проделать весь этот путь пешком.

Наиболее оживленный отрезок дороги, привлекающий множество туристов, ведет от Сон-Праяга до Панвали через Триджуги-Нарайн. Панвали — это альпийский луг на высоте почти 400 метров над уровнем моря. На протяжении всего пути от Триджуги-Нарайн (около 25 км) приходится подниматься в гору. Тропа, вьющаяся среди девственных лесов, может показаться трудной даже самому бывалому путешественнику.

Триджуги-Нараян

Окрестности Триджуги-Нарайн показались мне превосходным местом для отдыха. Я прибыл сюда, приняв участие в ритуальном празднике в Кедар-натхе, и после многолюдья, которое сопутствовало мне во время перехода, я рад был очутиться в сельской тиши. В здешней деревне имеется хорошо содержащаяся дхарамшала (гостиница), где каждый может приготовить себе пищу, а также несколько чайных, где подают немудреные вегетарианские блюда, только просят заказывать их заранее. Хотя есть дорога, ведущая прямо в деревню, машины тут редкие гости. В день два-три грузовика, да еще автобус для паломников, не имеющих сил совершить путешествие пешком, — вот и все движение.

Будучи расположен в стороне от основной дороги, Триджуги-Нарайн привлекает лишь серьезных путешественников, которые могут многое порассказать. Каждый вечер прибывают новые садху и заводят новые рассказы под треск поленьев в очаге и звуки ночного леса. Люди в Триджуги-Нарайн живут добрые, радушные и очень гостеприимные. И доведись мне еще отправиться в Гарвал, уверен, что Триджуги-Нарайн займет достойное место в моем маршруте.

Автор: Винод Лалл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

UA TOP Bloggers