Широкая Масленица

Широкая Масленица

Масленица

Сырною, или Сыропустного, называют эту последнюю перед великим постом неделю — в книгах церковных, Масленицею — в народе. Церковь на дни Масленицы устанавливает полупост: разрешаются блюда молочные, яйца, рыба, но запрещается мясо. В глубокой древности — корни обычая празднования Масленицы. В Западной Европе он восходит к временам греческих и римских вакханалий и сатурналий, которые позднее видоизменились в карнавал, празднуемый от дня Богоявления до вторника первой недели великого поста. У наших предков славян это был весенний праздник солнца, встречи весны или проводов зимы. Смысл и назначение этого языческого праздника — воззвать силы природы, чтобы помогли удачно посеять, чтобы уродились хлеба, травы, плоды, здоровым был скот, размножались дикие лесные и полевые звери и птицы для охоты.

Праздник начинался с особого колдовского заклинания — призывания Масленицы. Она представлялась им в виде женского духа — символа, жизнь дающего на земле. И призыв этот поручался детям. Высыпав гурьбою на улицу, они устраивали снежные горы и звонко, весело проговаривали приветствие — заклинание: «Звал-позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор: «Душа ль ты, моя Масленица, перепельные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор…» …Входила честная Масленица, широкая боярыня к Семику во тесовый терем, садилася за дубовый стол, к зелену вину. Как и она ль, честная Масленица, душою потешалася, умом веселилася, речью наслаждалася».

После этого ребятишки сбегали с гор и кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»

Масленая неделя — интереснейшая страница народной жизни, из которой, помимо неизменной верности традициям предков, мы узнаем и об укладе народной жизни, о тех нравственных принципах, быте, отношениях между людьми, и прежде всего — внутрисемейных, которые выявлял и укреплял праздник Масленицы.

Встреча Масленицы начиналась с посещения родных. Невестку с утра на целый день отправляли к отцу с матерью. Вечером и сами свекровь со свекром являлись к сватам в гости. За праздничным столом решалось, как проводить дни, кого приглашать в гости, к кому самим идти. В понедельник пекли блины. По традиции первый — отдавался нищим на помин усопших. В некоторых селах был обычай класть блин на слуховое окно, при этом приговаривали: «Честные родители наши, вот для вашей душки блинок».

В понедельник же матери учили своих дочерей, только что вышедших замуж, печь блины. Приглашение тещи считалось великой честью и вызывало одобрение родных и соседей. Званая теща должна была с вечера воскресенья прислать в дом дочери и зятя все необходимое: таган, сковороды, половик и кадушку для опары, а тесть — мешок гречневой муки и коровье масло. Неуважение зятем этого обычая считалось бесчестьем и обидой.

Масленые блины пеклись из гречневой или пшеничной муки на масле, молоке и яйцах, круглые, во весь объем сковородки. К ним подавались икра, сметана, яйца, снетки.

Во вторник, на «заигрыши», парни и девицы с утра приглашались покататься на горах, поесть блинов. В богатых домах братья устраивали для своих сестер горы среди двора. Мать посылала позываток к родным и знакомым звать дочек и сыновей с наказом: «У нас горы готовы и блины испечены — просим жаловать». Менее состоятельные устраивали катанья с гор на деревенской улице, но, помимо праздничных увеселений, это была возможность молодым «высмотреть» себе суженых. Как правило, после великого поста, на Красную горку, приглянувшиеся друг другу шли под венец — «честным пирком, да за свадебку».

В среду — на «лакомки» — теща приглашала зятя, старалась его ублажить — и блинцами, и оладьями, и творожниками, и зеленым вином.

С четверга — он недаром назывался широким — начинался веселый масленичный разгул. Вся крещеная Русь предавалась всевозможным потехам. В городах устраивали балаганы, ледяные горы, качели, в деревнях — катанье на санках-самокатах, лубках, были кулачные бои, шествия, шумные развлечения.

В пятницу — на «тещины вечерки» — зятья приглашали тещ, угощали блинами и старались оказать им как можно больше почестей.

В субботу — на «золовкины посиделки» — родных приглашала к себе молодая невестка. Если ее золовки были еще девицами, невестка сзывала своих подруг, если замужем — приглашала замужнюю родню. Невестка одаривала золовок подарками.

Проводы Масленицы сопровождались различными обрядами: сжигалось чучело — символ Масленицы, пелись песни о прощании с праздником до следующего года.

Последний день Масленицы называли «прощёным днем». С закатом солнца люди ходили из дома в дом и с преклоненною головой, тихим голосом просили прощения — прежде всего у тех, кому в году чаще наносили обиды,— и кланялись в ноги. Прегрешения считались отпущенными, если в ответ на просьбу о прощении кающегося целовали в уста. Этот обычай соблюдался неукоснительно прежде всего внутри семьи: сначала младшие падали в ноги старшим, затем наоборот. Широко распространен был обычай просить прощения у ушедших: приходили на кладбище, становились на колени у могил дорогих, отвешивали три земных поклона и со слезами просили прощения за нанесенные при жизни огорчения. Затем оставляли на могилах принесенные блины, масленичные яства и уходили.

Безусловно, церковные установления, связавшие Масленицу с великим постом, придали празднику законченность и многозначность, однако в Масленице сосредоточились преимущественно языческие и народные обычаи — об этом свидетельствует и символика всех этапов праздника! К примеру, сжигание соломы, накопившегося хлама, который сносили на околицу села, — остатки верований, что таким образом прогоняются зловредные для человека, его хозяйства, урожая духи. Это остатки славянского зимне-весеннего обрядового очищения огнем. Обряд изгнания нечистой силы просматривается и в традиционном масленичном катании на лошадях со звонкими колокольчиками: известно, что злые духи, кроме огня и воды, боятся звона металла и всякого шума (колокольный звон в церквах также берет начало в этих верованиях). Снежные ледяные горки, которые делают дети на масленицу, а по окончании растапливают огнем,— также следы магического обряда славян, с помощью которого стремились повлиять на окончание зимы и таяния снегов.

Автор: А. Шмеман.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

UA TOP Bloggers