Карелия – сокровищница старой живописи

Карелия – сокровищница старой живописи

Карелия

Как только вступает в свои права северная весна, сотрудники Петрозаводского музея отправляются в экспедицию по сбору драгоценных образцов старой карельской живописи. Маршрут экспедиций пролегает через древние села и города, славящиеся своими архитектурными сооружениями. Планомерные поиски последних лет позволили вывезти в столицу Карелии наиболее значительные и интересные памятники древней живописи. Казалось, что многие из них навсегда потеряны для современных ценителей древнего искусства.

Работа художников-реставраторов была поистине ювелирной. Сначала занимались в химических лабораториях подбором специальных растворителей и изучением состава удаляемого покрытия. На темную поверхность лаковой пленки реставратор ставил смоченный в растворителе компресс. Разрушая слой потемневшей олифы, растворитель оставлял нетронутой древнюю живопись.

Расчистка каждой карельской находки приносила новые и неожиданные сведения. Одно за другим заполнялись недостающие звенья сложной цепи развития древнего искусства Карелии, четко вырисовывался самобытный художественный почерк, выявлялись специфические особенности северной живописи.

Искусство Карелии

Реставраторы возвратили к жизни пока небольшое количество икон, но уже сейчас можно с полным основанием говорить о том, что на карельской земле существовали крупные живописные центры. Это открытие последних лет носит истинно сенсационный характер.

Усиленное архитектурное строительство, развернувшееся в Карелии на рубеже XVII—XVIII веков, послужило основной причиной интенсивного процветания в приозерном крае местной школы живописи. Десятки маленьких часовен и сложные архитектурные сооружения, такие, как ансамбль в Кижах, церкви Кемн и Кондопоги, украшались множеством икон. Основное природное богатство Карелии издавна составлял лес, и большинство культовых построек возводилось из дерева. Поэтому фресковая живопись не получила распространения на Севере. Специфика древнего карельского искусства заключалась в абсолютном преобладании станковой живописи — икон.

Икона

Цикл вновь открытых памятников старинной живописи увлекательно рассказывает о жизни древней Карелии. На страницах этой необычной книги простым и выразительным языком изобразительного искусства описывается быт обитателей страны озер и лесов. Авторы этого интересного повествования — художники, которые родились и выросли в карельских селах. Вряд ли кому-либо из этих живописцев удалось побывать в мастерских столичных художников и поучиться искусству украшать храмы. От старших товарищей по ремеслу они получали первые уроки и тут же приступали к исполнению самостоятельных заказов. Основным учителем и источником познания оставалась природа.

Живопись древней Карелии характеризуется лаконизмом, отсутствием излишней пестроты и эмоциональности — качествами, столь свойственными суровой и величественной природе Севера. Религиозные сюжеты художник часто переносил в мир повседневной жизни, стремился передать особенности быта северных районов страны. Библейские и евангельские герои в представлении северных живописцев рисовались как широкоплечие, кряжистые покорители озерного края.

Особой популярностью среди северных художников пользовалось иллюстрирование литературных памятников. Сцены из жизни святых легче всего поддавались вольной интерпретации, основанной на знании быта местного населения.

Работы карельских мастеров повествуют о жизни современников не менее полно, чем самая точная хроника или летопись. Сцена «Обучение грамоте» — деталь житийной иконы, вывезенной из деревни Новинка, Олонецкого района, напоминает зарисовку с натуры. Сельская школа, стены которой сложены из огромных бревен, украшена скупым орнаментом подслеповатых узких щелей — окошек. Длинная, тесная дверь ведет в классную комнату. Два мальчика, одетые в простые полотняные рубашки, сидят на грубо сколоченной скамейке и внимательно слушают объяснения учителя. В такой же школе получил когда-то первые уроки и сам живописец, сумевший столь достоверно передать атмосферу приходского училища.

Охотно брались карельские художники за изображение строительства монастырских построек и жилых домов. Авторы многих открытых реставраторами памятников с большой достоверностью изображают многоглавые церкви, поражающие фантастическим рисунком силуэтов, и крепкие массивные стены изб, в которых жили карельские крестьяне. Деревянные сооружения живописцы, как правило, помещают на фоне местного ландшафта.

Многогранный талант северных мастеров в полную мощь проявился при создании живописного комплекса Преображенского храма в Кижах. Иконостас сильно изменился за 250 лет своего существования, однако по отдельным сохранившимся фрагментам можно судить о первоначальной красоте внутреннего оформления многоглавой церкви.

Преображенский храм в Кижах

Живопись кафедрального собора в Кижах нужно рассматривать долго и внимательно. Это своего рода энциклопедия древнего карельского искусства, летописная повесть о жизни Севера. Изображения Соловецкого монастыря и монахов, копающих землю мотыгами, соседствуют с героическим образом святого Георгия. Смешные, будто вылепленные из глины, лошадки скачут на фоне горок, покрытых стилизованными деревьями, а рядом женщина деревянной бадьей достает воду из колодца-журавля, который до сих пор встречается в северных деревнях. Сплошной живописный ковер напоминает роспись каменных соборов столичных городов древней Руси.

Среди произведений карельской живописи XVII— XVIII веков любопытна житийная икона Николы, найденная в Кондопожском районе. Одно из клейм иконы (клеймо — законченное сюжетное изображение из жизни святого, помещенное на полях иконы) иллюстрирует сцену спасения тонущего корабля. Лодка с потерпевшими кораблекрушение точно повторяет формы баркаса (подобный вид баркаса до сих пор встречается на просторах Онежского озера). Выразительные лица моряков наделены индивидуальными портретными чертами.

Икона

Основное отличие древне-карельской живописи — специфический набор используемых красок. В то время как столичные мастера охотно применяют красочные пигменты, привозимые из-за границы, северные художники работают исключительно красками местного происхождения. Палитра живописцев Карелии XVII—XVIII веков отличается, как правило, скромными, неяркими красками. Местные мастера редко использовали киноварь, предпочитая спокойный цвет охры темноватого оттенка, плотную, притемненную красную и темно-синюю краску и сажу.

Реставрация и изучение живописных памятников позволили подметить существенные признаки, характерные для творчества мастеров отдельных районов Карелии. Вокруг больших сел и деревень Карелии формировались группы художников, каждая из которых вырабатывала свой особый почерк, создавала свой «стиль».

Распознавать произведения, выпущенные мастерскими Карелии, помогают на первый взгляд незначительные технические детали. Осматривая многочисленные экспонаты Петрозаводского древлехранилища, невольно отмечаешь одинаковое устройство досок, как правило, шероховатых и грубо обработанных топором. Пожелтевший лак лежит на живописной поверхности густым неровным слоем в отличие от тонких, полупрозрачных пленок олифы на иконах столичных мастеров. Химические анализы старого лака устанавливают, что он приготовлялся из вареного льняного масла. Металлические оклады и драгоценные камни, столь излюбленные дарителями крупных московских и новгородских монастырей, отсутствуют на карельских памятниках: металл был слишком дорогим материалом в северных краях.

Работы по восстановлению древней живописи Карелии продолжаются. Скальпель реставратора освобождает от многовекового забвения все новые и новые шедевры старого русского искусства.

Автор: Савелий Ямщиков.

P. S. Также было бы здорово самому побывать в Карелии, прикоснутся к ее удивительной красоте. Благо сделать это в наше время куда проще, ведь современная транспортная система развита в разы лучше, нужны вам, скажем, транспортные услуги Луганск, пожалуйста, и можете ехать в любое место, в том числе и в Карелию.

Один комментарий к “Карелия – сокровищница старой живописи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

UA TOP Bloggers