Лоро Джонггранг
Лоро Джонггранг — комплекс храмов, построенный на трех прямоугольных платформах. Средняя из них служит основанием для шести больших и нескольких меньших храмов, симметричных по отношению друг к другу. Ее края обрамлены декоративными арками. На другой платформе расположено 156 небольших башенок-часовен. Архитектурные памятники нижней платформы не сохранились.
Самый большой, центральный храм Лоро Джонггранг — святилище бога Шивы — представляет собой двадцатигранную пирамиду высотой 44 метра. Четыре ее нижние террасы украшены многочисленными барельефами, а на верхней части храма высечено еще 32 скульптурных изображения. Крестообразный в плане, он имеет четыре одинаковых входа с высокими лестницами, которые с трех сторон ведут в небольшие кельи, а с восточной стороны — в главное святилище с трехметровой статуей Шивы.
К северу от центрального храма расположен храм бога Солнца — Вишну. Он гораздо меньше и имеет всего одну лестницу, ведущую в святилище, где восседает Вишну. К югу от центрального храма расположен храм Брахмы со статуей этого божества. Располагая в центре культового комплекса крупные храмы, окруженные поясом мелких часовен, жрецы хотели подчеркнуть величие своих богов.
Самый выдающийся памятник изобразительного искусства в Лоро Джонггранге — это рельефы на сюжет древнеиндийского эпоса «Рамаяна». Они высечены на наружных стенах фасадов, на парапете и внутренней стороне террас и поражают своей выразительностью, драматизмом и динамикой.
Вот сцена похищения демоном Раваном жены Рамы — красавицы Ситы. Изо всех сил сопротивляется прекрасная женщина исчадию зла, схватившему ее за шею. Кроме классических эпизодов, в рельефах комплекса встречаются также сценки из обычной жизни, порой не лишенные юмора.
Вот две разгневанные женщины прогоняют надоевшую им обезьяну. Другой рельеф запечатлел грациозные движения танцовщицы.
Цоколи храмов богато украшены декоративным орнаментом и нишами с фигурами львов. По обеим сторонам ниш — стилизованные изображения деревьев с небесными птицами и мифических животных «кала» и «макара». Первые — львинообразные чудища с выпученными глазами, приплюснутым носом и толстыми губами, из которых угрожающе торчат клыки. «Макара» же — фантастический гибрид слона и дельфина, поднятый хобот которого увенчан цветком лотоса.
Лоро Джонггранг служил усыпальницей раджей Матарама, которые еще при жизни провозгласили себя преемниками Шивы. Этот храмовый комплекс — место паломничества индуистов. Ежегодно они приезжают сюда со всех стран Юго-Восточной Азии. В дни индуистских праздников, сразу же после сезона дождей, у подножия храма под открытым небом на каменной платформе проводятся грандиозные мистерии на сюжеты древнеиндийского эпоса «Рамаяна», зрителями и участниками которых становятся тысячи паломников и жителей окрестных деревень.
То плавно грациозные, то внезапно стремительные движения танцоров, их яркие экзотические костюмы, неповторимые звуки яванского оркестра гамелана — все это на фоне храма, чернеющего в ночи, не может не производить на присутствующих глубокого впечатления.
Наш гид сожалеет, что мы поторопились с приездом: до этого традиционного представления оставалось немногим более месяца. Мы поинтересовались, чем объяснить, что оно разыгрывается непременно ночью, и услышали любопытный ответ.
…По давней традиции подобные театрализованные мистерии — «ваянг» (в Индонезии это собирательное понятие для различных представлений) проводятся в полнолуние шесть ночей подряд. Начинается это действо часа через два после захода солнца и длится до рассвета. Выбор времени здесь имеет религиозно-мистическое значение. Многие сцены задуманы так, чтобы создать у зрителя иллюзию приобщения к потусторонним силам. Индуисты верят, что в определенные моменты, когда мистерия достигает кульминации, якобы возникают благоприятные условия для «общения» с потусторонними силами.
Кроме того, верующие считают, что хорошо проведенное представление умиротворяет злых духов: предотвращает землетрясения, извержения вулканов, засухи, эпидемии и другие стихийные бедствия.
Однако святость Лоро Джонггранга не спасла его от разрушения. Безжалостно отнеслась к древнему храму природа — близость к вулкану Мерапи дорого обошлась сооружению. Но еще больше это святилище пострадало от алчности многочисленных посетителей, расхищавших что можно было унести или увезти. Огромный вред причинили храму голландские колонизаторы, которые использовали его камни для постройки зданий, мостов и даже дорог.
Когда здесь начались реставрационные работы, многие считали их пустой тратой времени. Но, к счастью, эти скептики оказались неправы, и теперь главные сооружения храмового комплекса почти полностью восстановлены. Прощаясь с Лоро Джонггрангом, еще раз любуемся его стройным силуэтом.
Автор: В. Тарасов.