Гоа – путевые заметки
Подводная лодка, словно морская змея, которую недавно Алекс отобрал у детей рыбаков, игравших ее в полосе океанского прибоя, чтобы отпустить ее обратно в море, просачивалась сквозь глубины вперед к солнцу. То и дело слышались звуки взрывов глубинных бомб. И вдруг воздух просто сотрясся от попадания в десятку. Лодка содрогнулась, и тут…. Алекс проснулся.
«Бог, ты мой, сегодня же Дивали» — индийский Новый Год, и индуисты вовсю запускают фейерверки. Это же Гоа — 13 ноября, и ровно месяц, как Алекс попал в Индию, страну сотен народов и языков, тысячи религий и миллиона богов, как начинает свои экскурсии Милена, с которой Алекс, волею судьбы и случая познакомился в самолете по пути в Гоа.
А ведь еще, чуть больше месяца назад Алекс, просыпаясь в холодном поту у себя в холостяцкой квартире, думал, а не авантюрная ли это идея уехать на полгода в Гоа совсем не зная английского, с минимумом денег, не имея там ни друзей, ни знакомых, — вообщем просто в никуда. В углу комнаты валялись вещи приготовленные для дальней поездки — надувной матрас, спальник, коремат, палатка. Авантюра, от которой уже нельзя отказаться, так как нельзя мужчине бросать слова на ветер, а всем друзьям и знакомым Алекс давно проел все уши о своей поездке в Гоа. » Алекс — ты идиот», крутили пальцем у виски многие, когда узнавали о его планах. Но отступать уже некуда — квартира сдана, виза открыта, билеты куплены, работы на зиму нет и не предвидется, так что, крути не крути, придется зимовать в Индии. Тогда Алекс не знал главного — «Индия — такая страна, где все будет как надо» — любимое изречение, много повидавшей в жизни, и влюбленной в эту страну Милены.
«Да, быстро пролетел месяц», подумал Алекс, все-таки хорошо, что я тут. Может быть это то, что я искал всю свою сознательную жизнь. Какие замечательные здесь люди, — добрые, отзывчивые, спокойные и открытые, как дети, которых Алекс вот уже два лета подряд катал на батутах. Как раз сегодня он получил предложение от Питера, своего лучшего гоанского друга бесплатно жить у него дома, и пользоваться его личным транспортом — байком и легковой машиной. К сожалению у Алекса никогда не было водительских прав, да и тема вождения здесь заслуживает отдельного рассказа.
Во первых, движение в Индии левостороннее (английское колониальное наследство), Во-вторых дороги отвратительные и очень узкие. В-третьих движение интенсивное — много байков и велосипедов, плюс, местный колорит, священные индийские коровы, которые лезут под колеса плюя на эту интенсивность. Как сказал, один из российский туристов по дороге на ночной рынок в Арпор, что не сел бы тут за руль даже за тысячу долларов. «А за две бы сел?», — спросила туристка из Самары, владелица российской «Калины». «За две может быть и сел, — почесал голову незадачливый турист — так кто же мне их даст»…
И только Лакшмин, водитель-индуист (что видно по прилепленным статуэткам богов на приборной панели — Иисус-Христос — значит католик, Шива, Ганеша — значит индуист, пророк Мухамед — значит мусульманин) — был спокоен, как удав, виртуозно ведя машину не обращая никакого внимания на выскакивающие на втречную полосу местные машины и байки, в последнюю секунду уворачивающиеся от лобового столкновения, ни на священных коров вальяжно, валявшихся вдоль обочины. Странно, подумал Алекс, сидящий на переднем сидении -«Я тут почти уже месяц, но не видел ни одной аварии, наверное от подобного этот замечательный народ оберегают его многочисленные боги.
С чего начать свой рассказ о Гоа? Наверное с того что мы в самом маленьком штате Индии, месте, которое как будто специально создано для отдыха и восстановление здоровья. Согласно древнеиндийской легенде Парашурама — одно из воплощенией бога Вишну, пролетая над горной грядой, метнул в море свой топор. В том месте, где топор вошел в воду, появилась суша, впоследствии получившая имя Гомантака. В древнеиндийском эпосе Махабхарата Гоа упоминается под именем Гомант, а первые исторические сведения о Гоа относятся к 2000 году до нашей эры, когда шумеры упомянули его как торговый порт.
С 1510 по 1961 год Гоа принадлежал Португалии (об этом периоде в истории Гоа будет отдельный рассказ в своих путевых заметках), а в декабре 1961 году после продолжительных переговоров индийское правительство во главе с Джавахарлалом Неру проводит молниеносную военную операцию Виджай и кладет конец португальскому правлению в Гоа, провозгласив Гоа территорией Индии, а 30 мая 1987 года Гоа получает статус полноправного индийского штата со столицей Панаджи.
Колониальное прошлое наложило заметный отпечаток на культурные традиции и жизнь этого штата в целом. Жители Гоа позаимствовали у португальцев религию (здесь много католиков — около 30 %), архитектуру (узкие улочки Панаджи и Олд Гоа, традиционные домики в португальском стиле, имена (наиболее часто здесь встречаются Перейра, Родригес, Браганза, Д. Суза)
Типичный гоанский пейзаж представляет собой широкую полосу золотых пляжей, кокосовые плантации, зеленые рисовые поля, небольшие местные города и поселки с аккуратными белыми церквушками. Что больше всего удивляет в Гоа, так это доброжелательность местных жителей, всегда готовых прийти на помощь туристам.
В 1960-70 годы Гоа облюбовала западная молодежь — дети цветов хиппи, отрицавшие буржуазное общество, которых и сейчас можно увидеть на самом красивом пляже Гоа Палолеме, и на севере в Арамболе, правда наиболее продвинутые уже давно перебрались на остров Диу, где еще сохранилась девственная природа, и нет отдыхающих матрасников.
Хиппи проповедовали отказ от устроенного быта, морально-нравственных догм и материальной зависимости. Здесь в Гоа они нашли для себя настоящий рай. Теплый климат позволял обходиться скромной одеждой, а дешевая еда и жилье обеспечивали довольно сносные условия существования. В поисках наслаждений и обретение нирваны хиппи культивировали в Гоа страсть к алкоголю и наркотикам, пляжным оргиям и беспорядочной жизни. Местная власть смотрела на их безобразия сквозь пальцы, поскольку считала, что они добавляют Гоа особый шарм.
Вот как описывает жизнь хиппи в Гоа Клео Озер в своей книге «Гоанские фрики или хиппи-туры в Индии — «Тем временем я влилась в распорядок дня на Анжуне, дни под солнцем, общая встреча заката, на ужин в ресторан Грегори, визиты и вечеринки, бесконечные вечеринки…»
Сегодня помимо небольшой кучки экстрентричных хиппи в Гоа тусуются рейверы, растаманы, встречаются явные наркоманы (особенно на Севере Гоа) и прочие неблагополучные члены общества.
Автор: Александр Чайка.