Косметика и культура
Подобно драгоценностям и одежде, рисование и шрамы на теле призваны покрывать, маскировать и переиначивать тело. И хотя их назначение почти всегда — украшать тело, эстетические соображения, как правило, подчиняются социальным, религиозным или политическим заботам. Какие бы разные не были побуждения обществ, где живет такая практика, общим знаменателем здесь является попытка выделить человеческое тело с его сугубо биологического состояния и предоставить ему культурное измерение.
Рисование на теле находится где-то посередине между шрамированием, которое оставляет длительные знаки, и аксессуарами, которые можно надеть, снять или заменить за мгновение. На одном конце спектра между постоянными и временными отметками содержится шрамирование, практиковавшиеся у племени бободив в Мали и Буркина Фасо на головах младенцев возрастом в несколько дней. Его делают так, чтобы рассечь еще незатвердевшие черепные кости, а также кожу. Такая маркировка не исчезает в течение всей жизни, благодаря чему родители могут отождествить тело покойника.
На другой стороне спектра — ритуал для замужних женщин народа мфумте-вули с запада Камеруна, когда они раз в год во время большого праздника, устраиваемого в честь всех свадеб года, украшают бедра запасками из красного листья декоративного растения. Некоторые рисования на теле могут храниться очень долго. Когда мфумте-вули натирают свое тело листьями растения мабиеру, они имеют черную пигментацию, которая держится два года. Проникая глубоко в клетки под кожей, эта техника напоминает татуировки, хотя отличается от него непрочностью. В среде молодых женщин и детей она заменила шрамирование, выходящее из употребления. (А ведь вообще подобная мода присуща далеко не только африканским женщинам, но и вообще всем женщинам. Отличие тут только в том, что наши женщины в отличие от африканок не разрисовывают свои тела, а прибегают к процедуре удаления волос лазерная эпиляция epilclub.kiev.ua, но цель стоит одна и та же – быть привлекательными).
На большом ежегодном празднике, обозначающим переход от сезона маиса к сезону сорго, мфумте-вули украшают свои тела черным красителем, изготовленным из сока местного фрукта в смеси с пеплом. Подобно хне, применяемой в Северной Африке, краситель держится несколько дней, а иногда — даже несколько недель. Еще недолговечнее рисование углем — его можно смыть водой, как акварель.
ВНЕШНОСТЬ И РЕАЛЬНОСТЬ
Индейцы из племени каяпо с местности Ксингу в Амазонии (Бразилия) славятся как горячие сторонники раскрашивания тела. И речи быть не может, чтобы на теле не было рисований, такое разрешается разве что при чрезвычайных обстоятельствах, например, во время болезни, когда больного и его окружение отстраняют от участия в жизни общества.
Так же как шрамирование в Африке к югу от Сахары, раскрашивание тела является символом культурной и этической идентичности группы. Именно так, желая обозначить интеграцию индивида к группе, индейцы каяпо пользуются эфемерными знаками, изображая их постоянно.
Кияпо различают обычные рисования и праздничное раскрашивание тела. Это последнее, которое можно связать с нарядом, состоит преимущественно из черных рисунков, которые покрывают все тело. Делают их при помощи дженипапо, красителя из плодов Genipa americana и содержатся они в течение нескольких дней. Красным цветом, сочетаемым с энергичностью и жизнеспособностью, что его добывают из семян Bixa orellana, разрисовывают только конечности и голову.
По случаю особых обстоятельств или определенных ритуалов будничные рисования заменяются или зарисовываются специальными орнаментами, с помощью угля или дженипапо. Несмотря на то, что обе формы раскрашивания с помощью дженипапо (обычные и особые) используют одинаковую технику и почти не отличаются друг от друга, только обычные рисования заслужили название «живописи».
Насчет рисунков, использованных при особых обстоятельствах, то делаются они пальцами и символизируют переходные, прошлые, иногда опасные ситуации — такие как траур, рождение, охота или война.
Непрочный, как и уголь, красный сок руку ассоциируется с определенными точно очерченными ситуациями. Так, например, им смазывают все тело воины, возвращающиеся из похода, чтобы держаться в стороне других членов племени, прежде чем снова собраться в доме мужчин в самом центре поселка. Как отмечает этнолог Клодин, у индейцев каяпо понятия быть проявляется, прежде всего, в традиции появляться в соответствующей культурной форме.
Автор: Вивиан Бек.