Загадки Венеры
Венера, пожалуй, одна из самых загадочных планет нашей Солнечной системы. Ученые и по сей день занимаются ее пристальным изучением, подобно их коллегам, халдейским жрецам, составляющим на основании наблюдений за «утренней зарей» как поэтично называли Венеру свои первые гороскопы. Поэтому не удивительно, что планета Венера занимает важное место как в астрономии, так и астрологии.
О значении Венеры в женском гороскопе и в целом астрологичности этой планеты можно почитать по перейдя по ссылке на сайт astro-school.org. А мы же больше сосредоточимся на научном астрономическом изучении этой планеты.
Облака Венеры
Кажущиеся густыми и плотными, облака Венеры при детальном рассмотрении оказались похожими скорее на легкий туман. Как выяснилось, обманчивое впечатление создавалось многокилометровой толщиной слоя. Но вот из чего состоят облака? На этот счет высказывалось немало предположений. Многие из них отпали в последнее десятилетие, а среди возможных кандидатов оставались пары ртути, хлористого железа, частички серы, некоторые кислоты и другие соединения.
Наблюдения с Земли подсказывали, что туманная пелена, укрывающая планету, должна состоять из капелек какой-то жидкости, не замерзающей даже при больших морозах, которые царят у верхней границы облаков. Американские ученые Силл и Янг нашли, что такими и другими подходящими свойствами обладает концентрированная серная кислота. Ну и планета! — воскликнете вы. Не торопитесь. Вглядитесь сначала в небо над головой. Вас что-нибудь удивляет? А между тем в атмосфере Земли недавно обнаружен небольшой слой сернокислотных частиц. И концентрация кислоты в этих капельках близка к 90 процентам.
Меркурий — луна Венеры?
Измеряя температуру поверхности, исследовательские зонды не открыли ничего нового — все те же 470 градусов. Но еще раз заставили задуматься о причинах разогрева планеты. Главным виновником этого считается «парниковый эффект». Суть его в том, что углекислый газ, из которого на 95 процентов состоит атмосфера планеты, пропуская к поверхности солнечные лучи, задерживает у поверхности отраженное от нее тепловое излучение.
Недавно с этим объяснением стала соперничать новая гипотеза. Пытаясь объяснить медленное вращение планеты (продолжительность суток там равна 118 земным) влиянием массивного естественного спутника, некогда покинувшего планету, астрономы, к своему удивлению, узнали его в Меркурии. Выполненные на компьютере расчеты эволюции движения Меркурия, помещенного на орбиту спутника Венеры, неожиданно показали неизбежность его бегства от своей хозяйки.
Но если планеты были когда-то связаны столь тесными узами, их взаимодействие должно было сопровождаться выделением огромной энергии. Значительная часть ее расходовалась на разогрев недр обоих небесных тел и усиленное выделение газов из слагающего их первичного вещества.
Но хотя математическое доказательство родства двух планет было довольно убедительным, окончательно подтвердить или опровергнуть его могли только эксперименты. Для этого, прежде всего, нужно было определить содержание инертных газов в атмосфере Венеры. Дело в том, что, попав в атмосферу при рождении планет, они уже не могут химически связаться ни с какими другими элементами и остаются практически неизменными свидетелями самых ранних этапов их эволюции.
Особенно важно знать соотношение различных изотопов аргона. На Земле аргон в основном представлен тяжелым изотопом с атомной массой 40. Он образуется в результате радиоактивного распада калия с той же массой, и его количество в атмосфере постепенно растет. Более легких изотопов аргона в воздухе значительно меньше, и со временем содержание их почти не меняется.
Так как возраст Земли и Венеры, их масса и размеры примерно одинаковы, то, казалось бы, они не должны отличаться и по содержанию аргона в атмосферах. Если же Венера действительно пережила когда-то эпоху бурного развития, связанного со спутником и сопровождающегося интенсивным выделением летучих веществ из ее недр, то соотношение легких и тяжелого изотопов аргона на ней должно быть выше, чем на Земле. Что же оказалось на самом деле?
Космические спускаемые аппараты измерили содержание инертных газов двумя независимыми методами. Выяснилось, что легких изотопов аргона на Венере почти столько же, сколько и тяжелого. А вот общее количество аргона в атмосфере Венеры примерно в сто раз уступает его содержанию в земном воздухе. Новая загадка. Не означает ли этот результат, что процессы формирования Земли и Венеры из протопланетной туманности с самого начала шли по-разному? Помочь ответить на этот вопрос должны данные других измерений, их анализ и сопоставление.
Кроме аргона, в последнем полете к Венере нашли неон и криптон, окись углерода, азот, угарный и сернистый газы. Уточнили и содержание водяного пара. Кстати, с водой связана одна из самых больших странностей Венеры.
Вода на Венере
Вся вода на Венере растворена в атмосфере. На раскаленной поверхности даже при давлении 100 атмосфер жидкая вода существовать не может. Воды на Венере, по сравнению с Землей, оказалось ничтожно мало. Правда, «Венера-9» и «Венера-10» измерили количество водяного пара на высотах от двадцати до сорока километров, и подсчет общего количества воды в атмосфере основывался на предположении, что ее концентрация не меняется до поверхности. Но это нужно было проверить. Масс-спектрометры новых «Венер» прощупали атмосферу насквозь. Не изменят ли полученные данные наших представлений о законах развития планеты и ее газовой оболочки? Ведь если бы на Венере было больше воды, то на ней не было бы такого обилия углекислого газа. Как и на Земле, он взаимодействовал бы с водой, образуя твердые карбонатные породы. А меньше углекислоты — слабее парниковый эффект и, следовательно, не столь высокая температура поверхности. И так далее…
Интересно, что сухость атмосферы можно объяснить присутствием в облаках той же серной кислоты — ее концентрированный раствор очень хорошо поглощает воду. А может быть, на Венере вообще не было много воды? Ведь чтобы удержать ее от кипения, планета, так близко расположенная к Солнцу, должна была с самого начала иметь атмосферу, в сто раз более плотную, чем Земля.
«Иду на грозу». Есть ли на Венере грозы?
Да, теперь «на грозу» ходят и к другим планетам. Молнии, если они действительно вспыхивают на Венере, могли бы многое добавить к показаниям научных приборов. На Земле грозы образуют в воздухе озон и окислы азота. Ионосфера есть и на Венере, а какие процессы влияют на состав окружающих ее газов, еще далеко не ясно. И, наконец, еще одно явление хотели исследовать ученые своими грозоотметчиками — свечение ночного неба Венеры. Частые и сильные грозы вполне могут быть его причиной.
Когда-то молнии были единственным источником радиосигналов. Потом стали далеко не единственным источником радиопомех. И вот снова, как во времена Попова, радиоприемники слушали молнии. Только теперь уже на Венере.
Приборам удалось поймать несколько сильных и продолжительных электрических разрядов. Только молнии ли это? На освещенной Солнцем стороне планеты, куда садились аппараты «Венеры-11» и «Венеры-12», их свет не виден. Так молнии или не молнии? И вспоминается, как еще пятая «Венера» зарегистрировала непонятную вспышку в ночном небе Венеры.
Автор: Ю. Колесов.