Мадам Блаватская и ее учение. Часть вторая.
Е. П. Блаватская впервые достигла Тибета осенью 1868 года. И пробыла там до конца 1870 года. Это время пребывания Е. П. Блаватской в Тибете было установлено почти нашей современницей, теософом Джоан Овертон Фуллер. В книге «Блаватская и ее учителя» (Лондон, 1988) она предлагает следующую версию: Е. П. Блаватская обучалась более двух лет в ламаистском монастыре, находящемся под управлением Траши или Таши-ламы.
Этот лама в глазах верующих обладал большим религиозным авторитетом, чем Далай-лама. Учителями Е. П. Блаватской были, по мнению английской исследовательницы, Мория и его друг Кут Хуми Лал Сингх. Именно они ввели свою ученицу в особый мир образов и идей «северного буддизма», который был канонизирован буддийским реформатором XII века Цзонхавой и известен как «желтая вера», или ламаизм. Есть и другое мнение относительно сроков и места пребывания Е. П. Блаватской в Тибете.
Например, российский поэт и публицист В. М. Сидоров считает, что Елена Петровна попала в Тибет в 1864 году и исчезла там на целых семь лет. Вот что он пишет: «Эти семь лет станут переломными в ее жизни. По ее признанию, именно тогда она установила постоянные контакты с Махатмами, которых индийцы почитают как полубогов, а Елена Петровна считала старшими братьями по разуму, значительно опередившими в своем развитии наше человечество. Прежде всего, они жители Космоса, а потом уже — жители Земли. Тогда, разумеется, это воспринималось на уровне сказки, но сейчас, когда мы прекрасно отдаем себе отчет в ограниченности современного человеческого разума, мы не можем отвергать — во всяком случае, с порога — возможность такого рода контактов». В. М. Сидоров в большей степени опирается на показания самой Е. П. Блаватской, чем ее духовная последовательница Джоан Овертон Фуллер.
Итак, Блаватская уверяла, что ей удалось благодаря Мории и особым обстоятельствам посетить «секретные» центры так называемого «Белого братства», члены которого обладают магической технологией, утраченной на Западе со времен Атлантиды, и сверхъестественным, эзотерическим знанием. Эти гималайские Повелители управляют из своих «центров» судьбой планеты и человечества. (Уж точно эти ребята знают ответы на многие эзотерические вопросы, например, о том, как стать экстрасенсом ).
Е. П. Блаватская взяла на себя сложную задачу дать широкой западной аудитории хотя бы общее представление о содержании кладовых восточной мудрости. Ознакомление с обнаруженными духовными сокровищами натолкнуло Е. П. Блаватскую на важную и чрезвычайно смелую по тем (да и по этим) временам мысль, что эзотерические, религиозные знания в той или иной мере подтверждаются научными знаниями. Во взаимном контакте, а не в противоборстве те и другие обретают позитивное значение для людей. Из этой мысли рождалась и другая: о необходимости привнесения духовности и морали в науку. Как тут не вспомнить позднейшее открытие В. И. Вернадского: «Только в абстракции и в воображении, не отвечающем действительности, наука и научное мировоззрение могут довлеть сами себе, развиваться помимо участия идей и понятий, разлитых в духовной среде, созданной иным путем».
Постоянно имея все это в виду, расскажем вкратце историю писем «махатм» — какой она предстает из сохранившихся документов. Впервые редактор бомбейской газеты «Пайонир» Синнет обнаружил их на своем письменном столе 15 октября 1880 года. А затем письма «махатм» стали находить близкие к Е. П. Блаватской люди в самых неожиданных местах, иногда они в ее присутствии буквально сыпались с потолка. Многократно производилась экспертиза этих таинственных писем, в результате которой обращалось, в частности, внимание на русский характер переноса некоторых английских слов. Но кем бы ни были написаны письма «махатм», невозможно не восхититься неординарностью содержащихся в них мыслей. В письмах обсуждались темы соотношения космической и земной энергии, земного и астрального тел, намерения и действия, видимого и невидимого, объяснялось, что есть «карма» и другие важные понятия индуизма. Центральной, объединяющей была в них идея реинкарнации, прохождения души через семь циклов, конечная цель которой — обретение не ложной, а истинной индивидуальности.
Эпистолярное творчество «махатм» не закончилось в девятнадцатом веке. Оно продолжалось и в двадцатом. На этот раз почтальоном, разносящим «священную» корреспонденцию, стал Н. К. Рерих.
Автор: Александр Сенкевич.
Мадам Блаватская и ее учение. Часть вторая.: 2 комментария
прочитала три статьи, есть спорные места, но в общем интересно, благодарю.
Радий, що вам сподобалось :). А спірні місця в таких дописах завжди будуть.