Свастика: благословение или проклятие?
Когда в 1918 году войска Белой Армии заняли Екатеринбург, все свободные от нарядов офицеры потянулись к дому Ипатьева. Неделю назад там была расстреляна царская семья. Пришедшие на место трагедии раскрыли двери спальни и с удивлением обнаружили на косяке окна, а также рядом с кроватью наследника Алексея таинственные знаки. Рукой Александры Федоровны там аккуратно были выведены равносторонние кресты с загнутыми влево концами…
Теперь-то каждому, подчас и не имеющему никакого образования, человеку известно — свастика. А лондонская «Times», рецензируя американский фильм «Николай и Александра», назвала даже Александру Федоровну «фашиствующей Брунгильдой». Смешно спорить с подобной чушью; однако молчаливое табу на использование одного из интереснейших символов человечества отменять никто не спешит. В современном сознании он ассоциируется с политикой Третьего рейха. С тех пор свастика якобы сделалась «символом варварства и человеконенавистничества».
Нежелательным считается использование этого знака в эмблематике, на фирменных логотипах, при выпуске товаров массового потребления (тканей, керамики и т.п.). Хотя, по мнению дизайнеров, свастика является одним из наиболее функционально-оправданных элементов декора. Однонаправленное движение лопастей, которому она соответствует в механике, свойственно громадному числу вращающихся механизмов. Ничего не зная о свастике (и не подозревая за ней криминала), ее бессознательно чертят дети. Она как бы сама возникает из-под руки маленького рисовальщика, когда, желая выразить быстроту и стремительность, ребенок преобразует в свастику простой квадрат. Процессы, схематическим выражением которых служит свастика, можно обнаружить на всех уровнях мироздания. В микромире клетки образуют живой эмбрион, сцепляясь между собой в форме свастик (процесс адгезии). Спиралевидными свастиками принято обозначать вращение галактик в астрофизике. Такое соответствие открыто далеко не сегодня и было хорошо знакомо древним традициям.
Однако лишь недавно американским этнологам Стэнли и Рут Фридам удалось зафиксировать и достоверно объяснить церемонии, до сих пор практикующиеся в Северной Индии, где свастика символизирует процесс происхождения Вселенной. В ритуалах, связанных со свадьбой и рождением ребенка, священник служит требы, в которых используется этот знак, нарисованный цветными пудрами на земле и служащий алтарем для возжигания огня. На праздниках женщины часто рисуют свастику на глиняной посуде, земле, стенах. Когда какой-нибудь важный для праздника предмет убирается после его завершения, свастику наносят на то место, где он раньше находился, чтобы зло не смогло туда проникнуть. Крестьяне рассказывали Фридам, что они чертят ее потому, что это благоприятный знак, но большего ученым вытянуть не удалось. Смысл арийских обрядов, когда-то принесенных загадочным северным народом на землю Индии, забылся за минувшие тысячелетия, хотя сама форма этих обрядов соблюдается потомками неукоснительно: без них немыслима повседневная жизнь благочестивого индийца.
Цель начертания свастики открылась неожиданно. Этнологов пригласили на церемонию брачного цикла, известную как «барат лена» (barat lena) — встреча будущих жениха и невесты. На латунном подносе для приношений виднелась выложенная из куркумы свастика. На каждой из девяти точек, которые, соединяясь, образовывали ее форму (центр, вершины углов и окончания веток), были насыпаны кучки риса. Как большинство людей, Стэнли и Рут привыкли рассматривать ветки свастики. Но в тот момент они впервые обратили внимание на ее остов целиком, то есть на девять рисовых горок…
В индийских ведах описано именно девять сверхъестественных сущностей граха. Это — пять планет, видимых невооруженным глазом (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн), Солнце и Луна, а также две узловые точки орбит, когда Луна находится в той же плоскости, что Солнце и Земля, и может произойти затмение. В индуистских самскарах (правоверных ритуалах) граха обычно представлены девятью квадратами, расположенными тремя рядами, по три — в каждом. Каждый квадрат представляет собой отдельный символ какого-то божества, а в упрощенном виде они заменяются девятью точками. Центральный квадрат (бинду) является Солнцем, созидательным началом, вокруг которого расположены остальные божества, которые вместе с Солнцем представляют целое мироздание. Происходящее в ходе богослужения видоизменение граха обозначает созидание космоса, что выражается в проведении линий между девятью точками.
Линии свастики — это драматический путь соединения точек (божеств) между собой, делающий саму свастику (мироздание в целом) более зримой, проявленной. Действия брахмана таким образом воспроизводят схему Вселенной в процессе становления, эволюции. Если же линии провести дальше, не оставляя разрывов между ними, то получится большой квадрат, разбитый на девять мелких. Он будет символизировать полностью «укомплектованный» космос — конец творения и начало нового цикла. Согласно ведическим представлениям благоприятный исход земным делам обеспечивает их согласование с общекосмическими процессами. Оно и осуществлялось во время заинтересовавших исследователей обрядов. Известный знаток символики Рене Генон как-то заметил, что свастику следует считать не символом мира, а схемой воздействия Первопринципа на мир. Главное свойство этого знака — динамичность. Может быть, поэтому его избирали своей эмблемой многие революционные движения неспокойного XX века?
Использование свастики национал-социалистами обычно затмевает другие факты, которые, на наш взгляд, не менее замечательны. Так, после прихода к власти в России Временного правительства начали печатать знаменитые «керенки», где за двуглавым орлом проступает свастика. Правостороннюю свастику со вкрапленной аббревиатурой РСФСР пытался ввести в качестве войсковой эмблемы военспец В. И. Шорин на Юго-Восточном фронте в 1918 году. С этим знаком в 1922 году продолжала выходить газета ЦИК и обкома РКП(б) «УланХаленг« («Красный калмык»). Но и противная сторона не отставала. Буддийская свастика стала эмблемой сформированного по ходатайству атамана Г. М. Семенова Монголо-Бурятского конного полка имени Доржи Банзарова…
Или перенесемся в другую точку планеты. 1925 год. Центральная Америка, Панама. Взбунтовалась большая часть индейцев куна. Восставшие убили живших на их земле представителей панамской полиции и основали независимую республику Туле, чей флаг — свастика на оранжевом поле, окаймленном красным кантом. Это образование просуществовало, по крайней мере, еще четыре года. Особенно интересно то, что и эмблема, и название республики совпадают здесь с названием другой организации, правда, тайной и находившейся за десятки тысяч километров.
Образованное в 1918 году как Мюнхенское отделение берлинского Тевтонского Ордена общество Туле (куда, кстати, вошел Адольф Гитлер) активно использовало в своей символике свастику. По свидетельству биографов будущего фюрера, символ свастики появился рядом с ним на первом же публичном выступлении в 1921 году: «Новое красное знамя… с черной свастикой в белом диске было развернуто в первый раз. Эффект был столь ошеломляющим, что даже сам Гитлер был приятно удивлен. Свастика стала одним из самых действенных мистических орудий Гитлера… Неведомая сила исходила от загадочного знака» В 1923 году на съезде нацистов вождь так объяснил значение трехцветного партийного флага: белый круг на красном фоне — символ национальной чистоты и силы, черная свастика — призыв к беспощадной борьбе с коммунистами и евреями. Правда, свастика на германском флаге возникала уже в ходе первой мировой войны, например, когда возвращавшиеся с фронта солдаты и офицеры организовывали так называемые «свободные корпуса» с отличительным знаком в виде нее.
Россия, Панама, Германия… Интерес к свастике в последней стране объясняют примерно так. Объединение немецких земель в середине XIX века дало мощный импульс для национализма, поиска древних корней молодого европейского государства, желавшего ни в чем не отставать от своих соперников. Англия и Франция, например, в этот период вели активную пропаганду своего «кельтского» героического прошлого, где кельты представали исконным населением Европы. Воспользовавшись достижениями науки, основательные немцы решили поставить себе на службу другой миф — «арийский». Германцы объявляются ближайшими родственниками индийских ариев, призванными нести свет древнейшего знания выродившейся цивилизации. Символом победоносного шествия арийцев и должна была стать свастика, индийский знак счастья. Гитлер не изобрел здесь ничего нового. Задолго до национал-социализма теософы провозгласили свастику знаменем грядущего всемирного союза.
Тем не менее ученым Третьего рейха доставило много хлопот то, что, помимо народов арийского происхождения, свастика была известна практически во всех уголках планеты. Если ее присутствие в святилищах Индии, Шри-Ланки, Непала, Вьетнама, Кампучии, Лаоса, Индонезии, Китая и Японии можно связивать с индуизмом или с его реформатором царевичем Гаутамой (Буддой), то вот более древние находки в том же Китае явно выпадают из этой схемы. Еще до вторжения ариев на полуостров Индостан свастика применялась как печать местной хараппской культурой (2300-1700 гг. до н.э.).
А что говорить о бытовании свастики на других материках?! Правильные, крестоугольные свастики, изготовленные из меди, были откопаны в горах Хоупвел (штат Огайо). Их возраст около 2000 лет. На погребальной стеле 2-3 в. царства Мероэ, в северо-восточной Африке, левосторонняя свастика украшает одежду женщины, грядущей в загробный мир. В Ашанти (Гана) свастика выбита на золотых гирьках для взвешивания золота. Список можно продолжать, но лучше сформулировать вывод: свастика была известна не только индоевропейцам… и не только древним традициям.
Христианство не составляет здесь исключения. Уже в первых столетиях новой эры свастика появляется в катакомбах императорского Рима. Этот знак, ставившийся рядом с надгробной эпитафией, воспринимался как указание на спасение, избавление, полученное душой праведника. На сосудах с причастием свастика обозначает благодать Святого Духа.
Видимым проявлением Духа христиане признавали ветер. Верили, что вместе с ветром о присутствии Святого Духа свидетельствуют огонь и сильный звук, как это описано в сцене Пятидесятницы (Деяния Апостолов). В куполах московских храмов XV-XVI веков нисхождение Святого Духа изображалось в виде спиралевидной раскручивающейся свастики. В центре купола (там, где согласно византийскому канону писался Господь Вседержитель) выкладывались кирпичиками 13 спиралей, расходящихся из единой точки. Другим распространенным применением свастики в храме были меандровые пояса.
Священный знак наносился на потиры, крещальни и водосвятные чаши. Болгары часто украшали свастиками целебные родники. Свастика использовалась как на окладах напрестольных Евангелий, так и внутри, на заставках и миниатюрах. Золотая хранительница святых мощей из Варнского монастыря опоясана двойным поясом из духоносных символов. В разных вариациях свастика присутствовала на средневековых надгробиях Руси и южнославянских земель. Издавна хранят ее хачкары (крестоносные камни) Армении.
На иконах Нерукотворного Образа Спасителя, Рождества Пресвятой Богородицы, Рождества Христова и иных можно отыскать самые причудливые формы свастических знаков: лучики на них вьются, изгибаются, протекают сквозь ромбы, квадраты, овалы и круги, воплощая в геометрическом символах величественные истины христианской метафизики.
С незапамятных времен свастика получает широкое распространение в повседневном быту славян. Сейчас трудно отделить собственно христианскую струю в народном искусстве от языческой. После крещения архаичные верования соединяются с церковным искусством. Свастика воспринималась и как древний родовой знак, и как одна из форм креста. Спиралевидные свастики озаряли славянские дома, начиная с кончика крыши, спускаясь по причелинам, резным ставням окон, деревянному узорочью крылец. Знаки ставились на прялках и ткацких станках, применялись в украшении мебели и посуды.
Особенно впечатляет количество свастик в народной одежде; здесь они в основном с прямыми углами. Одни и те же орнаментальные комплексы присутствуют в палеолитическом ромбо-меандровом стиле и вышивках вологодских крестьянок начала XX века. Символ исхождения и принятия Духа Божия, так же как в храме (ибо согласно Евангелию каждый человек — это живой храм) пронизывал традиционную одежду с головы до пят. Свастики покрывали коруны и кокошники женщин, оплечья и другие части рубах, паневы, передники, пояса. Их вышивали на свадебных ширинках и праздничных полотенцах, вязали на зимних чулках и варежках. Словно световой поток, посеяны свастики даже в самой структуре ткани.
Славяне называли свастичный орнамент зайцами (то есть отблесками Солнца — солнечными зайчиками), конями, коневыми голяшками (конь являлся солнечным знаком у всех индоевропейщев), огнивцами, рыжиками (языками пламени). Мастер хохломской росписи Степан Павлович Веселое, рисуя на деревянных тарелках ромб и свастику в центре, называл ее «рыжиком», поясняя, что это «ветер травки колеблет, шевелит». Народное сознание донесло первоначальный смысл употребления свастики — не просто символа стихии, но того, кто распоряжается стихиями — вечного ветра, Святого Духа. Употребление свастики в ритуальной пище тесно связано с годовым обращением Солнца. На праздники в селах до сих пор выпекают свастикообразные пряники, называемые на севере «тетерами», а южнее — «клубцами». Особого внимания заслуживают знаменитые хороводы, многие из которых при взгляде сверху складываются в трех-, четырех- и многолучевые свастики.
Но чем объяснить необычайный интерес к свастике в семье последнего самодержца? Действительно, Александра Федоровна велит гравировать свастику на подарках, личных вещах (вплоть до передка автомобиля), ставит в завершение писем, а в декабре 1917 года пишет Анне Вырубовой: «Послала тебе по крайней мере 5 нарисованных карточек, которые ты всегда можешь узнать по моим знакам («свастика»)…». Н.Е.Марков (Пой), пытавшийся освободить царскую семью, вспоминал: «Нашим условным знаком была свастика…» Среди вещей, собранных следователем Н. А. Соколовым, имелась рукописная Псалтирь, принадлежавшая государыне, где на одной из страниц есть подчеркнуто выделенная среди растительного орнамента крестоугольная свастика. Каких только невероятных догадок не строилось про этому поводу!
Не рискуя опровергать наиболее интригующие из них (например, о принадлежности царицы к секретной организации «Зеленый Дракон»), поделимся простым соображением. Свастика, ко всему прочему, является одним из древнейших признаков лидерства. Hа антропоморфных статуэтках свастики, поставленные слева и справа являются четким атрибутом вождя. Размещению свастик на одежде, доспехах, других вещах правителей и начальников разных чинов, народов и эпох можно посвятить отдельный труд. Верховный носитель власти в ведической традиции, Чакраварти (буквально «вращающий колесо») символически отождествлялся с духовным принципом «неподвижного двигателя». Тем, «кто, пребывая в центре мироздания, управляет движением вещей, не принимая в нем непосредственно участия…
Центр, о котором идет речь, — это недвижная точка… именуема «полюсом» бытия, ибо именно вокруг нее осуществляется круговращение мира, который, в свою очередь, чаще всего символизируется колесом: именно так обстоит дело и у кельтов, и у индусов. Таков истинный смысл свастики, знака, распространенного от Дальнего Востока до Крайнего Запада; это прежде всего «знак полюса», о чем следовало бы знать современным ученым», — напоминал Р. Генон. Эти рассуждения эзотерика о природе абсолютной власти явно напоминают принятое в православии учение об Удерживающем. Показательно, что российские буддисты действительно воспринимали императора Николая как Чакраварти, «Царя Дхармы», добродетельно и мудро правящего страной, всемерно поддерживающего учение Будды…
Итак, что же кроется за свастикой: счастье или горе? жар лагерных печей или тихое дыхание ветра? И что ожидает человечество, столь напуганное фашистами, что оно решило забыть принцип вращения собственной планеты?! Однозначного ответа на эти вопросы пока не существует. На ум приходит эпизод из повести «Тень над смутом» мастера черной фантастики Говарда Лавкрафта. Ее герои сталкиваются с могущественным и беспощадным злом — племенем людей-амфибий, приплывших из Тихого океана и угрожающих людям. От них нет спасения, но есть надежда, что чудовищ могут задержать странные талисманы со свастикой, найденные на одном острове, откуда они почему-то исчезли. Единственное, что мешает героям использовать этот талисман — сомнение: какое же действие — привлечения или отпугивания? — он все-таки производит…
Автор: Р. Багдасаров.