Инносупрема, или исследование тайны тайн. Продолжение.

Инносупрема, или исследование тайны тайн. Продолжение.

Малевич

Часть третья. Интеллектуальное проектирование по виртуальному факту.

Понятию цивилизация нет в естественной природе прототипа для использования его, как прошлый опыт. Почувствовать и тем более, ″узреть″ новую цивилизацию для всех людей реально невозможно, кроме, как через воспоминание о будущем. Поэтому прибегнем к виртуальному проектированию этой, в общем-то, известной в литературном языке дидактической единицы. Действительная цивилизация, возможно, есть групповая скорость движения социальных судеб, как векторов одновременного существования всех жителей земли – в одной из разновидностей её эпохи. И потому:

• философы обходят этот вопрос стороной, явно понимая, что это явление распространяется намного далее горизонта их воззрений,
• учёные отказываются понимать цивилизацию даже как бесконечное множество (смотри, знак ∞), ввиду отсутствия у них для неё своей логики,
• бизнес отказывается от цивилизации (ибо, нет цивилизованного рынка) потому, что её нельзя скупить целиком, а по частям – она и так вся поделена на конкурентоспособные ″куски″ по всему миру.

Действительно движется ли цивилизации, либо, ″призамедлила″ темп и ритмологию своего движения – нам это всё, до ″фонаря″. Если эта самая цивилизация продолжалась миллионы лет на земле – так будет далее и всегда. И в этом — весь спрос, а по-другому, и далее, не более как чьи-то происки. Конечно, с простой человеческой ″кочки″ зрения, что цивилизация не наше дело, а вот для неординарной личности, а таковой как раз и был Казимир, в этом плане видится всё о цивилизации — не вполне так. Именно, ему как художнику Малевичу – в момент поиска новизны формы, цвета, композиции, перспективы в этом созерцательном творчестве почти всегда, видится и цивилизация, как место пребывания его судьбы.

Так чувствовал ли К.Малевич, что он попал не в свою эпоху или часть не своей цивилизации. Да, это он чувствовал по прохождению своей судьбы. Он рано проявил интерес к искусству рисования красками, но поздно начал и медленно продвигался в возрастании художественного мастерства, отдалённый от российских столиц. Тем более, классическая академическая школа российских художников переживала не лучшие времена, а все новые тенденции в искусстве где-то несли деструктивные тенденции (по мнению, академиков и аристократической богемы). Пробиться на выставки стало практически невозможно из-за усиления академических регламентов и снижением уровня финансовых ресурсов. В традиционном направлении Малевичу не светили никакие успехи перспективы вообще, кроме как стать гением (или, на худой конец продавать автоматы авв цены на которые вроде как весьма конкурентные).

Таким образом, естественная, природная и натуральная цивилизация попросту несла Казимира в своём потоке – в никуда. Казимир хорошо чувствовал это, не хотел и противился своей судьбе — злодейке, не желая себе жизни: копейки. Вскоре, художественный застой и длительная стагнация постепенно обратилась в ускоренное ″ниспадение″ роли естественного и натурального знания в цивилизации, то есть в жизни общества, что приводило К.Малевича в неистовое отчаяние. Мечта стать успешным художником уплывала всё далее каждый день. Академия художеств 1 оставалась непостижимым бастионом.

Академия художеств

Но, господин случай, господин именно в искусстве, не единожды выискивал гениев со второй, а порой, и с третьей линии претендентов на гениальность. Казалось бы, простой случай, а выводы и скорее, выходы из одной и той же ситуации – бывают вполне различные.

Часть четвертая. Гипотетическое, либо, виртуальное конструирование.

Перспектива для К.Малевича проглянула сквозь пелену неудач, она свела его и талантливых людей времени дореволюционного авангарда в одном футуристическом спектакле. В декабре 1913 года в Петербургском «Лунапарке» состоялись два представления оперы «Победа над Солнцем» (музыка М. Матюшина, текст А. Кручёных, пролог В. Хлебникова, декорации и эскизы костюмов М. Малевича). «В музыке, писал А. Шатских, щедро использовались диссонансные аккорды, извлекаемые из расстроенного рояля; звуковую заумную какофонию усиливал хор студентов, поющий невпопад, где намеренно, а где случайно. Спектакли, предназначенные взорвать пошлость общественного вкуса, нацелены были, прежде всего, на вселенский скандал — и публика незамедлительно откликнулась на художническую провокацию».

Афиша

Кроме того, впервые в творчестве К. Малевича в декорациях к опере «Победа над солнцем» (1-е действие, 5-я сцена), возник образ чёрного четырёхугольника вместо солнечного круга, как пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы. Согласно воспоминаниям самого художника, именно во время работы над постановкой оперы к нему пришла идея (35 лет) «Чёрного квадрата», когда задник декорации одной из сцен представлял собой прямоугольник, наполовину закрашенный чёрным цветом. Спектакль шел в атмосфере непрекращающегося скандала. Публика разделилась на два лагеря — бурно возмущавшихся и приветствовавших оперу. Последних — было меньшинство.

Возможно, многие индивидуальности прошли бы мимо этой неудачи, и просто забыли о ней, но Казимира забеспокоила всего одна особенность в спектакле: его художественное решение – закрыть солнце половиной чёрного квадрата — повергла зрителя в сумрачную темноту и, во-первых, достигло своего эффекта. Но, во-вторых, то же самое сценическое действие какой-то ″занозой″ запала в сердце и душу автора, казалось бы, не только как момент неудачной идеи. Так просто и так сложно он пришёл к ясной мысли о том, что с солнцем таких шуток не шутят. И это осознание решило в дальнейшем — многое в его судьбе и жизни, или почти всё.

А у зрителя взыграла:
• языческая мифология — против ″повержителя″ нашего светила, неожиданно восстало и подзабытое идолопоклонничество (а, это уже совсем другая цивилизация),
• Казимир неожиданно увидел жестокий почти звериный оскал против себя от кажущейся мирной до этого либеральной публики,
• а, родом все эти сумасбродности, прямиком из этой всё ещё для нас всуе совсем чужой первобытной цивилизации со своим зверством, насилием и уничтожением всё и вся вокруг себя (кроме тех, кто успел разбежаться по долам и весям), когда выживает сильнейший.

Но Казимир не такой смелый, он как хитрый еврей, вовремя сжался в комок и стал осматриваться округ. И он увидел, что почти весь окружающий его мир — состоит из информативных фрагментов прошлого или совсем уж далёкого позапрошлого. Он понял, что старое не отдаёт своих позиций без крови отодранной кожи. И совсем уж вдали он, гипотетически, а может и виртуально, обнаружил и истинного ″защитника″ всего старого видения мира – это была прежняя, но уже интенсивно ″ниспадающая″, ещё в силах держать мир в своих рамках, естественная или натуральная цивилизация (как ближайшая ″родственница″ Эволюции).

В период конца XIX и начала ХХ века художественный натурализм в России ускоренным образом начал терять свои позиции по всем сторонам жизненного уклада и быта исторического человека. Лишь натуральные продукты питания держатся до сих пор в пользовании человеком в чисто природном виде, да и то, по меркам планетного времени – уже не приходилось долго ждать и их сокращения. Значительно сменились и медленно изменяющиеся традиции народного или базового цивилизованного уклада жизни: фольклор и песни народа, литература и музыка аристократии и уж совсем застойные, академическое художественное творчество – для богемы и эстетов от искусства.

Автор: Виктор Власов.

  1. Императорская Академия художеств — высшее учебное заведение в Российской империи в области изобразительных искусств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

UA TOP Bloggers