Ковер – пространство для молитвы

Ковер – пространство для молитвы

мусульманка

Молитвенный ковер — джайнамаз (перс.), намазлык (тюрк.) — не предписан правоверному ни Священным писанием ислама, ни шариатом — сводом законов об образе жизни в исламе. Тем не менее, будучи лишь желательным, он стал органической частью молитвенного ритуала и особой областью мусульманского искусства. И в то же время это часть коврового искусства Востока, достигшего необычайно высокого уровня еще в глубокой древности. В сущности, любой ковер годится для молитвы, но с давних пор создаются специальные, со специфической композицией, предназначенные лишь для молитвы ковры. Когда они появились, точно не установлено. Самое раннее известное изображение молитвенного ковра (в персидской миниатюре) относится к XIV веку, а самый старинный из сохранившихся — это анатолийский ковер XV века для группового моления, он хранится в Музее исламского искусства в Стамбуле.

Как только правоверный становится на такой ковер, чтобы совершить молитву, он попадает в сакральное пространство, как если бы он вошел в мечеть, где молящиеся отгорожены от внешнего мира. В мечети направление молитвы указывает михраб — ниша арочных очертаний, расположенная в той стене, которая обращена к священному городу ислама — Мекке и его храму — Каабе. Потому этот знак литургического центра мечети — изображение михрабной ниши — присутствует на каждом молитвенном ковре.

Арка — древнейший архетипический образ, он присутствует и в иудаизме, и в буддизме, и в христианстве… Она всегда символизировала связь Божественного и земного, выражала идею силы и власти. Для посвященных арка — всегда знак присутствия Божества. Многозначный этот образ вошел и в культуру ислама. Он стал в ней символом власти и поклонения Аллаху. Арка в молитвенных коврах говорит правоверному о присутствии Аллаха, о возникающей во время молитвы связи с Богом.

Арка

В декоративно-художественном решении молитвенных ковров, созданных в разных частях исламского мира, отразилась степень приобщенности данного народа к исламу, проникновения его идей в народное сознание.

В ковровом искусстве Ирана и Турции, и особенно в молитвенных коврах, эстетика ислама выразилась наиболее полно. Изысканные композиции молитвенных ковров, рожденные в придворных мастерских этих стран, стали эталоном для всего мира ислама. Одна из них — наиболее любимая — изображение райского сада.

ковер

В иранских образцах эта композиция доведена до совершенства. Возможно, потому, что образ парадиза — цветущего рая, места блаженства и успокоения духа — издавна присутствовал в искусстве Ирана и даже реально воплощался в роскошных охотничьих садах мидийской, ахеменидской и сасанидской знати. Как напоминание о «райском саде благого воздаяния» на всем пространстве исламского Востока благоухали сады и роскошные цветники. Древо жизни — оазис — сад — изначальные символы Мироздания — стали фундаментом образной и декоративной системы коврового искусства Ирана во весь обозримый период.

Тонкая изощренная орнаментика ковра требует длительного рассмотрения, постепенного проникновения в композицию. Тогда она раскрывается во всей своей многоплановости, как бы заново в одном этом ковре проходя путь от натурализма к абстракции, основой которой остается реальность: мелкие натуралистичные цветочные формы складываются в устремленную вверх композицию из пальметт, в стилизованных очертаниях которых угадываются реальные формы цветущих лилий. Очень высокая и широкая михрабная арка прихотливо очерчена тонкой красной линией, большой белый картуш с черной вязью арабских букв расположен в ее вершине. Тут предстает модель мира, в которой волей Творца первоначальному природному хаосу придан порядок, отражающий представление ислама о прекрасном.

Ковер

В кашанских коврах, согласно вкусам богатых горожан, видоизменялись изысканные и утонченные композиции придворных ковров, приобретая некоторую упрощенность и осязательную наглядность трактовки идеи парадиза. Под аркой сложных очертаний на светлом фоне расположено высокое раскидистое дерево с пышными цветами на ветвях; у подножия дерева — высокие вазоны с яркими букетами, из земли произрастают цветущие кусты, такие же цветы и побеги заполняют над арочное пространство и трехполосную каймовую раму. Изобилие и разнообразие цветочных форм, насыщенность коврового пространства узором, яркость и контрастность колористической гаммы в сочетании с блеском шелковой поверхности создают ощущение благоуханной атмосферы райского сада.

Михрабная арка сложных очертаний, увенчивающая садовую композицию, оставалась излюбленным типом композиции иранских молитвенных ковров на протяжении XV—XIX веков.

Другой вариант композиции молитвенных ковров — изображение архитектурного пространства мечети — сформировался и развивался с XVI по XIX век в ковровом искусстве Турции. Придворное османское искусство сложилось под сильным влиянием находящихся в зените исламского искусства и религии — естественно, что оно восприняло исламскую стилистику в полной мере.

Продолжение следует.

Автор: К. Кинаева, Н. Некрасова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

UA TOP Bloggers