Религиозные и священные танцы
Смело можно сказать, что танец — «старый как мир». Начала его искать надо в серой бездне веков, в тех давних временах, когда человеческая культура стояла на своей начальной ступени развития. Из исследований над появлением и развитием человеческой речи получается, что еще задолго до того, как человек умел свои мысли и чувства одеть словами и предложениями, тогда, когда голос его был только криком радости, гнева или голода, тело человеческое, наполненное жизненной энергией, выполняло различные движения, которыми человек высказывав все то, «чего душа желает». Напряженные ощущения искали выхода в естественном, физиологическом явлении, каким является движение тела. Так, что танцы и голосовой звук были едва ли не первым, пластическим языком, которым люди начали проявлять свои чувства и настроения.
Однако из единичных движений не мог бы восстать танец, если они не были бы ритмичными. Ритм создает основание каждого танца от наиболее примитивного и аж до художественного. Он имеет не только первостепенное значение в музыке и танце, но вообще является регулятором порядка и гармонии, как в жизни каждого отдельно взятого человека, так целой вселенной.
Великая страсть к танцу у древнейших народов и современных «диких» племен, которая проявляется в очень примитивных движениях тела и только со временем приобретает обдуманную форму, историки культуры объясняют по-разному. Однако все они сходятся в том, что источник танца начинается в ощущении, которое хочет выплеснуться наружу. Приятное или неприятное чувство вызывает раздражения соответствующих нервов и мышц, которые выполняют движения. От большого удовольствия ребенок хлопает в ладоши, скачет, крутится, а в гневе топает ногами, старшие невольно потирают от радости ладони, а в отчаянии преломляют руки и рвут волосы.
Первобытный человек танцевал по разным поводам. В ритмических подскоках, в сопровождении радостного (даже экстатического) крика благодарил богов за хороший урожай, танцем выпрашивал у них дождя или погоды. Танец был выражением сожаления по потере близких лиц, им отгоняли также болезни и несчастья. Среди диких племен Африки были распространены военные танцы над трупами врагов. Телодвижениями, а главное верхней его части – так как ноги выполняют только незначительные движения — первобытные народы иллюстрируют также содержание религиозных песен, преимущественно похвальных гимнов на честь своих племенных легендарно-мифических героев.
Большинство танцев диких и полудиких племен имеет яркий эротический смысл. В большой степени танец в древних временах имел характер религиозного экстаза и был связан с различными религиозными (и даже эзотерическими) обрядами, практикуемыми и по наше время среди народов Востока (и Запада тоже). Итак, танец является тем первым и главным посредником, через который человек приближается к Богу, входит с ним в особый контакт.
Мусульманские суфии через танец сливаются с Богом в молитвенном экстазе, а их танец-кружение (зикр) является едва ли не главной духовной практикой суфизма — мистического течения ислама.
Гневного индусского бога Шиву, который, бывает, насылает на людей всевозможные несчастья (все же Шива в индуистской мифологии бог-разрушитель), можно упросить только красивым танцем, который и движениями тела и мимикой лица обнаруживает повиновение, мольбы, напоследок радость из-за отвлеченного гнева. И нынче в индусских пагодах баядеры выполняют религиозные танцы, а сам грозный бог-разрушитель Шива покровительствует всем танцорам.
Евреи славили танцем имя Иеговы, царь Давид танцевал с арфой в руке перед ковчегом завета. Египтяне танцевали в святынях вокруг алтаря, будто тела небесные вокруг солнца, а их религиозные танцы снискали себе широкую славу и стали прообразом первых религиозных мистерий.
Японцы до сих пор сохранили религиозные танцы, которые происходят в святынях или в лунные ночи под открытым небом и ими они поминают своих умерших предков. Жители Полинезии и острова Самоа используют, к религиозным танцам интересные костюмы и маски. В своей святой наивности верят, что переодевшись, становятся они магами-чародеями и имеют силу прогонять злых духов (а если верят, то действительно имеют). На острове Цейлоне жрецы надевают на себя «дьявольские» маски, с помощью которых выгоняют из человека болезни. Также в Африке и северной Азии и Америке многие племена используют множество различных масок, в частности в религиозных танцах.
В древнейших временах участвовали в танцах почти исключительно мужчины. Это, наверное, потому, что они имели больше возможности к различным переживаниям, а возвращаясь с войны или с охоты устраивали шумные забавы и танцевали на них свои «дикие танцы».
В древние времена в Месопотамии появилась каста храмовых танцоров и танцовщиц, преимущественно женщин, которые своими страстными танцами забавляли грозных халдейских деспотов.
Большое внимание танцам посвящали также древние греки и римляне, у которых танец достиг творческих вершин и добыл себе равнозначно место с поэзией и пением. Религиозный танец у греков был словно обрядом, молитвой. Надо было его знать и уметь как всякий «порядочный» христианин должен знать «Отче наш». Никакое религиозное торжество не могло произойти без танца. Ими представляли греки жизнь богов на Олимпе и другие мифологические сцены и сюжеты. От их священного танца пошел жанр драмы, который стал началом театра. Здесь танец изменил несколько свою форму, стал более аллегорическим и независимым от песни и ее содержания. Живыми движениями тела и мимикой высказывал он целую палитру чувств и мыслей. Танцы такие называются пантомимой. Создателями пантомимы были древние римляне, которые имели на нее особое название, по-нашему слово «пантомима» значит «танцевать сказку» (правда красиво?).
С приходом христианства церковная власть сильно выступила против древних религиозных танцев, называя их «бесовскими плясаниями». Но, несмотря на это они сохранились. Летописцы рассказывают, что в средние века болгары молились в церкви танцуя, а ныне, скажем, в Испании, в городе Севилье, во время страстной недели перед Пасхой парни одетые в народные костюмы танцуют вовремя Богослужения строевые танцы, производящие сильное впечатление на всех участниках этого праздника.
С обрядовых и символических танцев родились народные танцы, которые принадлежат к танцам товарищеским, в них каждый народ вложил свой темперамент, и подчеркнул свои специальные предпочтения. Так наш украинский народ создал грустную, хоть на вид веселую коломыйку, поляки живую мазурку, немцы — сентиментальный вальс, венгры — огненный чардаш, французы — изящный менуэт, испанцы сарабанду, итальянцы тарантеллу и т. п. За ними идут танцы «благородные», как гавот, лансиер, кадриль, родившиеся в королевских палатах.
И уже в наши современные (и почти современные) времена восстало великое множество новых танцев, тут вам и рок-н-ролл, и танго, и сальса, и хип-хоп и контемп и много всего другого и это хорошо, больше танцев хороших и разных, ведь вся наша жизнь, и не только наша, а жизнь целой вселенной — это один большой танец, танец Бога.