Цвета на улицах
При быстром развитии промышленности и массовом переселении из сельской местности, которые вызвали значительные изменения в городском пейзаже, жители городов второй половины XX века вдруг увидели, что они живут во все бесцветной окружающей среде. Среди факторов, которые вызвали ускоренное загрязнение атмосферы, были плотность городского населения, развитие сложных транспортных систем и распространение промышленных отходов. Покрытые сажей города и пригороды погрузились в безмолвную копоть, в то время как всепроникающая серость постепенно окутывала крупные мегаполисы.
Со времени первой промышленной революции на Западе постоянно отдавали предпочтение использованию в городах и городках мрачных и нейтральных цветов, считая их более функциональными. Такое обеднение цветов позже углублялось стремлением имитировать каноны, как считалось, греко-римского классицизма. Однако, как известно, в античности горожане высоко ценили цвет; мнение о том, что древние храмы и площади строились исключительно из белого мрамора, ошибочно. Напротив, судя по роскошным высокохудожественным рисункам, открытым в искусстве древних цивилизаций, использование цвета как языка символов, похоже, было значительным достижением культуры.
В более близком к нам времени, на Западе в архитектуре романского и готического стилей также широко использовался цвет, о чем говорят соборы в Сиене, Флоренции и Венеции, украшенные витражами, фресками, мозаиками и драгоценным цветным мрамором.
Еще и сейчас во многих странах можно увидеть фасады, украшенные традиционными рисунками, и это — показатель того, насколько народы этих стран черпают из мира цветов духовное и образное восприятие мира в целом. Достаточно вспомнить хотя бы мусульманские города, греческие поселки, буддийские храмы Таиланда, рыбацкие деревушки на Карибском море, глинобитные сооружения в Африке и на Среднем Востоке, чтобы убедиться в поразительной многокрасочности действительности.
Такой красочности почти нет в монотонной среде крупных современных городов. К счастью, в последние десятилетия попыток вернуть зданиям цвет становится все больше. Современные взгляды на градостроительство как бы заново открывают роль цвета как незаменимого помощника архитекторов и специалистов по благоустройству, позволяющую им подчеркнуть, или скрыть пространство и объем.
Смелое и расчетливое использование цвета играет важную роль в искусстве уличной архитектуры. В суматохе встречи, обмена мыслями и диалога, которые порождает улица, фасады, подъезды, окна, тротуары, другие детали городского пейзажа, когда они одеты в цвета, создают благоприятное окружение обновленного урбанизма, который ищет новых форм урбанистичности в ее первоначальном положительном смысле. Когда цвет — поэзия улицы — преодолевает серость, то и весь город становится понятно праздничным.
Постепенно возвращаются настенные рисунки и тромплейние фасады. Порой они возбуждают коллективную память, намекая на какое-то событие в истории района, города или страны, или же напоминают о временных декорациях, которые носили улицы в честь какого-либо политического, художественного или религиозного события.
Первые выдающиеся образцы настенного искусства XX века можно найти среди работ трех мексиканских художников — Диего Риверы (1886 — 1957), Хосе Клементе Ороско (1883 — 1949) и Хосе Давида Альфаро Сикейроса (1896 — 1974). Ища такие художественные формы, которые одновременно были бы монументальными, героическими, человечными и популярными, они в 20-х годах начали создавать гигантские фрески, воспроизводя на них основные события в истории Мексики и революции 1910 года. Их инициатива возбудила большой интерес и вызвала ряд заказов на такого рода работы в Мексике, а позже — и в Соединенных Штатах, где под их влиянием была создана широкая программа заказов на средства общества, чтобы обеспечить работой американских художников, которых поразил экономический кризис 30-х годов. В течение нескольких лет под эгидой нового курса, начатого президентом Франклином Д. Рузвельтом в 1933 году, завершено более 2500 настенных произведений.
В 1967 году настенное произведение, задуманное как «коллаж» портретов, фотографий и стихов, были выполнены группой чернокожих американских художников под руководством Уильяма Уолкера на старом доме в южном пригороде Чикаго. Названное «Стеной почета», это произведение превозносило общественных деятелей — борцов за гражданские права черного населения. Почин, подхваченный художниками в других американских городах, в частности, в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Балтиморе и Нью-Йорке, знаменовал новый этап в настенном искусстве.
В течение 60-х годов создание настенных произведений в общественных местах стало основным направлением аутентичного народного искусства, поскольку такое искусство наилучшим образом соответствовало потребности самовыражения тех общественных групп, которые ранее были лишены доступа к изобразительному искусству.
Еще более близким явлением к нашему времени стала обновленная популярность тромплеев, развившаяся как реакция на разновидность архитектуры. Широко применяемый еще с XVI века после введения геометрической перспективы — хотя используемый и гораздо раньше, чем об этом свидетельствуют фрески Помпеи — тромплей снова триумфально вошел в современный городской дизайн как один из лучших средств совместить мечту и фантазию с пользой и функциональностью.
Главной целью искусства уличной архитектуры является улучшение качества жизни в городской среде. Его задача в том, чтобы дать горожанам возможность вместе возрождать красочность окружающей среды. Ведь улица по самой сути своей — пространство для всех — ведет к коллективному творчеству. Доказательством этого является все большее число настенных рисунков во всем мире, в создании которых принимают участие молодые люди, художники и просветители.
Авторы проектов, целью которых является средствами цветов вдохнуть новую жизнь в пространство общественного пользования, должны привлекать к сотрудничеству местное население. Идет ли речь об историческом центре, или о пригороде, или о промышленном комплексе на окраине, или о жилом массиве — везде следует найти место, где бы могло проявить себя коллективное творчество с использованием цветов как часть процесса обновления общественного диалога, потребность в котором становится все острее.
Как признают специалисты, люди становятся агрессивными, когда их лишают естественных цветов окружающей среды. Чтобы этого не произошло, надо учить детей и подростков, как смотреть, чтобы видеть, как пользоваться зрением, этим средством взаимопонимания. Уже есть ряд исследований о влиянии цвета на поведение индивидов и коллективов. Такие исследования следует углублять, а их последствия должны стать широко известными.
Это не значит, что пришло время, когда можно прибегать к терапевтическим средствам, основанным на использовании цвета. Однако многими экспериментами уже доказано далеко не второстепенную роль цвета в научной, технологической и художественной деятельности. Но одновременно есть и опасность, что ради научно совершенных проектов внедрение цвета в городской ландшафт может повлечь, особенно в пригородах, хроматическую какофонию.
С другой стороны, если будут применяться смешанные цвета преимущественно белого, серого или коричневого оттенков, то это вскоре приведет к (из-за загрязнения атмосферы) возвращению к серости. Разумно используемые яркие краски могут украсить усадьбу, дом или даже целый квартал. Так же базой для новых форм декоративного искусства могут стать и такие крупные сооружения, как заводы, мосты, резервуары, пути и дороги. Образцом можно взять, например, роспись железнодорожного моста во французском городе Вьерзон. По схеме, разработанной художником Кристианом Гру, это удивительное металлическое сооружение перекрасили яркими красками. Сочетание железа и цвета добавили мостовые, поднимающиеся в небо как механический динозавр, возможно, он вызывает даже восхищение, что так редко случается с подобными зданиями утилитарного потребления.
Цвет может также помочь спасти, восстановить или возродить к жизни обреченные на снос или упадок районы. Именно так случилось с рабочим предместьем Ла-Бока в Буэнос-Айресе (Аргентина), которое совершенно изменилось после того, как его дома из дерева и помятого железа были окрашены контрастными красками. Этот проект, выполненный где-то полвека назад художником Бенито Кинкелем Мартином, уроженцем Ла-Бока, дал новое лицо району, ранее потерянному в городском комплексе.
Один из районов Сан-Франциско также является примером того, что может сделать цвет. Яркие краски, выбранные для перекрашивания группы домов викторианского стиля, выгодно выделили их фронтоны, колонны, фризы, создавая удивительное ощущение радости и благополучия.
Автор: Анник Трегер.
P. S. А вообще художники, занимающиеся уличной графикой, вполне со временем могут успешно освоить, скажем, компьютерную графику. Ведь для того, чтобы нарисовать те же симс онлайн порой тоже нужен немалый талант. И да пожалуй, компьютерная графика тоже со временем станет одним из видов искусства. И возможно в будущем ее даже будут изучать искусствоведы.