Что такое гипнопедия
Гипнопедия — метод обучения во время естественного или внушенного сна — вызывает все больший интерес. Сейчас уже научно доказано, что во время сна при определенных условиях человек может воспринимать и запоминать то, что ему говорят. Как утверждает французский ученый Пишон, впервые этот метод с педагогической целью был применен в 1922 году преподавателем радиодела американской морской школы в Пенсаколе (штат Флорида). Ученики этой школы обучались телеграфному коду во время сна.
Определенные знаки передавались многократно в течение ночи через телефонные наушники. Утром, когда ученики просыпались, достаточно было одного повторения, чтобы они отлично знали урок, усвоенный во сне. В 1952 году аналогичный эксперимент был проделан с летчиками тренировочной базы Карпико, во Франции.
Истоки гипнопедии, по-видимому, относятся к очень давним временам. В литературе есть сведения о том, что еще свыше тысячи лет назад буддийские священники в Китае шептали священные тексты на ухо спящим ученикам. Известно, что у йогов одним из способов тренировки памяти считается запоминание во сне труднейших текстов. Древние индусские факиры усыпляли своих учеников и во время сна обучали их сложным фокусам, требующим большого внимания, наблюдательности и исключительной памяти.
В Эфиопии, например, еще издавна для подготовки лебашей (то есть сыщиков) брали легко поддающихся внушению подростков, определенными приемами вызывали у них сонное состояние и перечисляли им приметы преступника. Описание примет давалось настолько подробно, с такой массой деталей, что человек в бодрствующем состоянии запомнить все это за короткое время не может. А во время сна лебаши легко и быстро запоминали все приметы.
Известный немецкий физиолог Рудольф Гейдеган писал, что все внушенное в гипнотическом сне легко вспоминается после незначительного намека. Причем все, что внушалось во сне, воспроизводится необыкновенно точно и подробно. Немецкий врач Виенхольт отмечал, что в некоторые определенные периоды внушенного сна память особенно резко обостряется. Именно в эти периоды сна ученики опытной группы заучивали стихи с такой быстротой, которая не могла идти ни в какое сравнение со временем, необходимым для заучивания в бодрствующем состоянии.
Многими исследователями естественного сна также было отмечено, что некоторые фазы сна являются более благоприятными для восприятия внушений. Так, известный немецкий гипнолог Молль еще в 1898 году писал; что касается обыкновенного сна, то некоторые фазы его более, по-видимому, доступны внушенным сновидениям, чем другие. В особенности это нужно сказать о том промежуточном состоянии между чутким и глубоким сном, которое французы называют «periode hypnogogene».
Какие же физиологические закономерности сна лежат в основе гипнопедии? В чем заключается механизм гипнопедического воздействия? Иногда во время самого обычного сна человек может совершать целесообразную умственную работу. Есть немало фактов, подтверждающих это. Например, Вольтер сочинял в сонном состоянии стихи и по пробуждении быстро записывал их, причем стихи не нуждались в большой доработке. Композитор Тартипи записал некоторые свои сонаты, услышав их во сне якобы сыгранными кем-то другим. Известны случаи, когда математики находили во сне решение трудных задач. Французский врач Бремауд приводит случай, когда один из его испытуемых легко решал во сне логические задачи, с которыми он не мог справиться в бодрствующем состоянии. Немецкий химик Кекуле составил в сонном состоянии структурную формулу бензола. Физиолог К. Вурдах решил несколько научных проблем во сне. Про швейцарского естествоиспытателя Агассиса рассказывают, что ему удалось в ночных грезах разрешить долго занимавший его вопрос относительно одной ископаемой рыбы.
В наши дни механизм таких творческих снов нашел достаточное физиологическое объяснение. Профессор Л. Л. Васильев отмечает, что в этих случаях нет ничего необычного. Сон людей, увлеченных творческим процессом, часто бывает неполным; те отделы коры головного мозга, которые усиленно работали днем, не захватываются торможением во время сна, остаются в возбужденном состоянии, продолжают работать и ночью. В постоянном непроизвольном обдумываний интересующего вопроса, может быть, и состоит один из секретов гениальности. Когда Ньютона спросили, как он решает научные вопросы, которые до него не могли разрешить, он ответил; «Я непрерывно о них думаю».
Физиологический механизм восприятия различных внешних и внутренних раздражений в состоянии сна вскрыт многочисленными учениками павловской школы. В опытах — вначале на животных, а затем и на людях — было установлено, что любой монотонный, длительно действующий раздражитель вызывает торможение в больших полушариях головного мозга. Причем, как правило, на фоне общего торможения остается участок возбужденных мозговых клеток, чаще всего слухового анализатора.
Состояние полного, глубокого сна наступает только в том случае, если торможение охватило всю кору головного мозга. В случае, если раздражитель продолжает свое действие, сон будет неполным, частичным, с наличием так называемого «сторожевого пункта».
Можно привести немало примеров такого естественного сна со «сторожевым пунктом» сон уставшей матери, когда никакие громкие звуки не нарушают ее сна, а малейший шорох ребенка моментально будит ее. Примером такого сна с «дежурным пунктом» может служить и мышечный автоматизм у водоплавающих птиц. Ночью, чтобы поддерживать равновесие, птицы, спящие на воде, слегка гребут одной лапкой. Стоит появиться крупной волне или всплеску, как птицы просыпаются.
В основе гипнотического сна, как и естественного, лежит сонное торможение, но с наличием в коре головного мозга «сторожевого пункта». Благодаря ему осуществляется словесная связь — «раппорт» — между гипнотизером и гипнотизируемым.
Словесное внушение во время гипнотического сна — это перенос представлений от одного человека к другому без какого-либо сопротивления, обдумывания, размышления подопытного лица. Внушение в гипнотическом сне действует как сильное, ничем не ограниченное концентрированное раздражение. Местом приложения этого концентрированного раздражения и является тот бодрствующий участок мозга у загипнотизированного, через который поддерживается его связь («раппорт») с гипнотизером. Поскольку, за исключением «сторожевого пункта», весь мозг загипнотизированного заторможен, внушаемые мысли, слова, указания и действия не встречают каких-либо задержек, усваиваются и выполняются беспрекословно. В этом один из главных эффектов лечебного воздействия внушения в гипнотическом сне.
Автор: И. Пушкина.
P. S. А вообще сновидения и в наше время продолжают оставаться весьма загадочной штукой. Как например объяснить, когда некоторым людям снятся какие-нибудь страшные апокалипсические вещи, там наступление третьей мировой войны, как это описано на сайте http://3world-war.su/yadernoe-oruzhie.html или еще что-то в таком роде.