Надо ли выходить из себя?
«Путешествия не излечат тебя, — писал римский философ Сенека душевно надломленному другу, — путешествия не излечат, ибо, куда бы ты ни ездил, повсюду ты возишь с собой самого себя».
Большинство наставлений, которые даются людям современными врачами-неврологами, можно свести к одному: «Держите себя в руках». Все чаще появляются описания упражнений системы «аутогенная тренировка», введенной около века назад немецким психотерапевтом И. Шульцем. Сущность тренировки в том, чтобы научиться сосредоточиваться, — этим создается состояние, подобное гипнотическому, и в таком состоянии оказывается успешным самовнушение спокойствия и мышечного расслабления.
Внешне аутогенная тренировка напоминает некоторые приемы, изобретенные йогами еще в XIV веке. Буддийский монах, тщательно отрегулировав дыхание (это сопровождалось повторением про себя магического слова: «Мантра»), сосредоточивал взгляд на магической геометрической фигуре («мандала»), а слух — на звукосочетании «ом». Через некоторое время дух его «отделялся от мирской суеты» и переходил в состояние «самадхи» — в экстаз единения с «духом божества».
У современного человека возникают, конечно, свои гипотезы относительно того, где именно витал дух монаха в состоянии «самадхи». Многие склонны говорить об этом в ироническом тоне и сравнивать такое состояние с «полной прострацией». Но не подлежит сомнению, что монах сосредоточивался на таинственном «ом», ставя перед собой ясную цель: отвлечься от своего «я», «выйти из себя».
Аутогенная тренировка И. Шульца подразделяется на две ступени. «Низшая ступень» — упражнения, которые становятся все более известными массовому читателю, — это выработка самообладания и регуляция работы внутренних органов: сердца, печени, легких. Тысячи больных во всем мире обязаны этой тренировке выздоровлением или значительным улучшением своего состояния. Но есть еще «высшая ступень», требующая психологической перестройки человека. Никоим образом, не гарантируя встречи с божеством, эта методика тоже помогает нам выйти за пределы своего трудного и беспокойного «я», достичь более гармонического восприятия мира.
Но невозможно освоить высшую ступень, не пройдя низшей, а сама низшая, если подходить к этому серьезно, требует долгим и упорных занятий. Полезно знать некоторые элементы аутогенной тренировки — для этого с ними и знакомят читателя, но пройти полный курс лечения можно только под руководством опытного психотерапевта.
Между тем держать себя в руках — это далеко не все, что требуется для нормальной работы нашей нервной системы. Сами обстоятельства жизни сплошь и рядом заставляют людей сдерживать свои чувства, скрывать и подавлять свои побуждения. Но ведь подавить в себе что-то, например обиду, унижение, не означает преодолеть их, освободиться от мучительного переживания! Они еще долго живут в нас и вредят нам.
Физиолог П. К. Анохин, перечисляя разнообразные причины, которые могут вызывать болезни человека, подчеркивает немалую роль затяжных отрицательных эмоций. Порой, стремясь «не выходить из себя», мы только усугубляем свое нервное напряжение, а потом пытаемся лечиться тем, что «берем себя в руки»… Но как быть? Выходить из себя?
Тогда как это делается? Нет ли у нас возможностей «выйти из себя», не прибегая ни к каким специальным упражнениям и не ставя себя в нелепое, смешное или опасное положение? (Ведь какое-нибудь битье посуды, скандал, истерика, бурная ссора ничего не изменяют, это временная «разрядка» и притом мнимая: впоследствии вас будет мучить стыд.)
Есть. И эти возможности известны с глубокой древности. Они описаны Аристотелем в его «Поэтике». И речь идет не о каких-либо приемах, которые можно вызубрить, а о создании особого душевного «настроя» человека. Такой «настрой», по Аристотелю, дает искусство, в особенности — драматургия. Переживания самых разных людей имеют много общего. Вы не позволяете себе выразить свои чувства, но вот кто-то другой, на сцене, делает это, и если вы можете «отождествить» себя с ним, тогда дается разрядка вашему собственному душевному напряжению. Такую разрядку Аристотель называл «катарсисом».
Возможности катарсиса человек получает в зале театра и на трибуне стадиона, в беседе с другом и за книгой. Когда мы смотрим фильм, судьбы его героев волнуют нас именно потому, что мы «отождествляем» себя с ними: мы ставим себя на их место. Это какой-то кратковременный «выход из себя», забвение себя. Люди, выходящие из кинотеатра после хорошего фильма, выглядят на время более внимательными и дружелюбными по отношению друг к другу: это продолжают действовать механизмы «отождествления».
Значит, отождествление, бегство в мир других людей помогают добиться настоящей, длительной эмоциональной разрядки? Конечно! Ведь психиатрами замечено, что когда человек «бежит от самого себя» в напряженную работу, абстрактные или профессиональные интересы, в развлечения или путешествия, то выхода из внутренних конфликтов это не открывает, — если во всем этом не участвует «отождествление», если не достигается катарсис. Человек по-прежнему остается труден для себя, а нередко и для окружающих. И вот что любопытно: в таком «трудном» состоянии одно из главных лекарств — доброжелательный интерес к людям. Это, оказывается, не только «хорошо» или «красиво», но и полезно, потому что способствует действию психологических механизмов «отождествления», заложенных в каждом из нас.
Тот, кто культивирует в себе безразличие к людям или враждебность к ним, — выдвинь он сотню резонов своей «правоты» — блокирует в себе эти психологические механизмы, а заодно — пути «выхода из себя». Такой человек легко становится невротиком, и попытки «взять себя в руки» не приносят облегчения.
Но возможности «выхода из себя» не ограничиваются катарсисом. Современному человеку предоставлены и многочисленные другие способы «разрядки». Мало пережить чужие душевные состояния и найти этим выход для своих собственных. Какие-то важные решения и действия, приносящие чувство обновления, должны принадлежать самому человеку. Вот почему иной ученый- теоретик отправляется на время отпуска в горы, «сменив уют на риск и непомерный труд», а монтажник-высотник меняет ежеминутный риск своей профессии на уют и тишину. Так исподволь ослабляется внутреннее напряжение, а ведь оно может привести когда-нибудь к срыву, к тому же битью посуды, вообще к состоянию, в котором человек, как говорится, «наломает дров».
Необходимы широта интересов и готовность отказаться от укоренившихся привычек — то, что называют «легкостью на подъем». Пригодного для всех рецепта здесь, конечно, не существует, но общее правило может звучать так: те ваши внутренние состояния, которые нельзя выразить или обнаружить в одной ситуации, постарайтесь выразить или обнаружить в какой-нибудь другой. В какой? Ищите, пробуйте себя в творчестве, спорте, «хобби».
Кстати, «узкий» и «тяжелый на подъем» человек обычно бывает и наименее способным к «отождествлению». Он сидит в своем «я», как в бетонированной крепости. Если у него крепкие нервы, то страдают от него, главным образом, другие. Но вот нервы сдают, и страдать начинает он сам. Помогите ему по-хорошему «выйти из себя», ведь он не придумает ничего другого кроме как в очередной раз «взять себя в руки».
Автор: А. Добрович.
P. S. А вообще о том, как правильно выходить из себя, чтобы это было на пользу для нашей психеи-души, много всего интересно могут рассказать люди, чья специализация — психологическая помощь Киев, уж они в этому большие специалисты.