Первые вопросы ребенка

Первые вопросы ребенка

ребенок

«Мама, почему ты меня обманула?» — А в словах этих полно упрека, обиды, и первого проблеска недоверия четырехлетнего ребенка. И этот вопрос является первой ступенькой той глубокой пропасти, которая называется «родители и дети».

Хорошо развитый ребенок уже на четвертом году жизни начинает думать, удивляться и спрашивать. А ответы родителя втягивает в себя со всей силой своего свежего мозга и кладет в основу своего будущего мировоззрения, — даже своего характера. Так много говорится о большом значении физического здоровья в детском возрасте. Все врачи утверждают, что здоровье младенца — это предпосылка здоровья будущего мужа, и много стараний в этом направлении, чтобы обеспечить физическое здоровье ребенка с самого детства.

А душевное развитие ребенка — это все еще запущенный участок, основанный на пересудах о вреде слишком быстрого развития ребенка. Заметна большая заботливость о том, чтобы ребенок, слишком не переутомился, но никто не думает о том труде детского мозга, той его трагической беспомощности, когда ребенок сам из разных противоположных ответов родителей, родных, родственников старается дойти до правды. Не знаю, почему обще господствует взгляд, что правда, представлена ребенку даже в форме доступной для его душевного развития, может нанести вред, а всякие непродуманные выкрутасы, готовые традиционные байки дадут ребенку душевное здоровье. А это как раз наоборот. Ребенок, успокоенный в своем интересе, согласно всем требованиям науки, получил прочный камешек в здании и своего будущего мировоззрения.

Между тем небрежными и ложными ответами кладут родители под это здание не прочный камень, а солому, которая скоро рассыплется, еще и осквернит свежую почву души ребенка. Построенное на таких ложных основаниях мировоззрение приходится уничтожать самому ребенку своим слабыми еще силами, должен он выбрасывать из себя набросанный в душу мусор — а такая работа очень тяжелая, очень болезненная и очень вредна для развития ребенка.

У одной девочке на 6-том году жизни умерла мама. Девочка верила, что мама спит, потому что так ей все объясняли, но не могла согласиться, с мыслью, что маму закопают в землю. И эта страшная, непонятная мысль, что маму во сне закопали в землю, так переутомила ребенка, что она сама опасно заболела. А когда выздоровела, ей говорили, что мама на небе, смотрит сквозь звездочки и видит все, что происходит с ней. Девочка верила — и целыми вечерами всматривалась в звезды и плакала в бессилии, что мамы никак увидеть не может, рассказывала ей свое детское горе, а когда мама на все ее страдания не давала никакой потехи, она рыдала и начала отчаиваться. Не в доброте мамы — но в правдивости того, что ей рассказывали старшие.

Она перестала верить старшим и сама старалась решить вопрос жизни и смерти — а к тому же вопрос — почему ее так обманывают. Эти вопросы так ее беспокоили, что она покинула все свои игрушки, ходила все время задумано, волновалась, а врач принял это за последствия болезни, говорил хорошо лечить ребенка и не перегружать книгами. А девочка очень любила книги — и запрет этот был для нее болезненным ударом.

Таких недоразумений множество. Эти первые конфликты детской веры с действительной жизнью, стают частыми сюжетами литературного творчества. Они живут в душах творцов — как болезненное воспоминание личной жизни, как нездоровое явление, встречаются на каждом шагу. А ребенок стоит с широко открытыми удивленными глазами на дороге жизни и в его 4-летний головке рождаются вопросы, которые легли в основу философии человечества: откуда я взялась и куда направляюсь. И на эти вопросы должны дать ответ родители — еще пока ребенок не пойдет в школу. Но эти вопросы должны быть решены согласно с правдой, наукой. На вопрос ребенка, откуда я взялся — должны мы ответить с такой ясностью и чистотой, которая блестит в пытливых детских глазках.

Или к ответу на этот вопрос очень нужно вспоминать аистов, ворон, капусту и прочие примитивные уловки, как это практиковалось еще совсем недавно, особенно в сельской местности. Многие думали, что это решает дело. А это только его запутывало. Ибо мать удостоит этой чести аиста, папа ворону, служанка скажет, что «Бог дал», а еще кое-кто скажет «нашли в капусте» — и так даем ребенку столько материала к размышлению, воображению, догадкам.

А ведь на вопрос 4-летнего ребенка можно так хорошо и так правдиво ответить. Ребенок видел уже как травка сходит с земли, как листочек новый на ветки появляется, цыпленок из яйца вылупятся. … А ты, детка с мамы родился. Мама, выносила тебя, маленького, у себя под сердцем, потому что там лучшее место для таких маленьких деток. Они там безопасно лежат и растут, а когда слышат силу, тогда выходят из мамы на свет. Маме это больно, поэтому должна лежать в постели, но мама обо всем забывает — когда посмотрит на своего нового ребенка, на свой цветочек белый, на листочек свеженький. И так, как земличка цветочку, а ветвь листочку дает пищу — свои соки, так мама кормит ребенка грудью, пока ребенок не научится сам есть.

Ребенок тогда с любовью смотрит на маму, сочувствует ее боли и нежно прижимается с доверием к той, что дала ему жизнь и вскормила своей грудью. Такая минута единения ребенка с матерью, это счастливая минута для матери и для ребенка.

Больше вопросов ребенок в этом возрасте и при таких ответах не задает, его любопытство успокоено и его мозг больше не напрягается. А когда за три, четыре года он задаст второй вопрос — «откуда я у мамы взялся» — будет он уже различными явлениями природы подготовлен к правдивому ответу. Будет видеть оплодотворение цветков, спаривания бабочек, домашних птиц, может и зверей — тогда один намек может сразу разъяснить всю тайну, и ребенок поймет это интуицией, без лишних слов и описаний. А все объяснения в этом деле должны быть очень серьезные, без ложного стыда, ведь это основа самой жизни, но только почему-то загрязненная самими людьми.

Ребенок, осознающий свое происхождение будет и в период своего полового созревания относиться очень серьезно к своим новым переживаниям. Он будет знать, что к великой задаче — продолжения жизни, нужно быть подготовленным не только физически, но и духовно. Тогда не надо будет дрожать за половую чистоту своих детей, потому что они сами будут ее беречь.

Автор: Мария Фуртак.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

UA TOP Bloggers