Психология смерти
Все, что рождается, непременно должно погибать, должно умирать. Люди представляют себе смерть как старуху с косой, а древние греки представляли ее как одну из богинь судьбы, ножничками обрезающую нить человеческой жизни. Но это только воображение. В действительности смерть не приходит извне, потому что она присутствует в человеческом организме с самого начала его жизни. Интересно, что славный врач Вирхов назвал саму жизнь медленным замиранием. Если бы так не было, то и человеческая жизнь выглядела бы совсем иначе. Мы не испытывали бы беспокойства, не знали, что это такое — спешить, не ценили бы минуты, безвозвратно уходящей в вечность.
Из всех живых существ только человек осознает неминуемость своей смерти. И это самое осознание мучает человека и вносит в его жизнь страх перед смертью. Чего собственно боимся? Нелегко сказать. Или боимся того, что нас не будет, разлуки с самыми дорогими и близкими, или пугает нас незнание того, что будет после смерти, может страх перед справедливостью и наказанием, может, боимся самого мгновения смерти?
А действительно ли смерть так страшна для умирающего, как кажется нам живым со стороны? Чтобы ответить на этот вопрос, лучше было бы послушать умерших, пусть бы они рассказали свои переживания. Но это невозможно. Значит надо искать на это другие пути. И вот ученые врачи и психологи смотрят, как ведет себя умирающий, присматриваются к его движениям и выражению лица, а затем на основании своего знания и опыта догадываются, что творится в душе умирающего, что он переживает.
Однако к ответу на этот вопрос ведет третья, более верная дорога. Бывают случаи, что человек уже одной ногой на том свете. В тяжелой болезни не раз висит жизнь на волоске. Больной уже касается смерти, но не умирает и выздоравливает. Не умер, но замирания переживал, иначе говоря, по-научному — находился в состоянии клинической смерти. Есть разные несчастья, катастрофы, где смерть уверена в своих правах, ибо положение безнадежное, но вот не раз словно чудом появляется спасение.
И вот такие переживания, насколько они остались в памяти, очень ценны. (Порой люди после переживания опыта клинической смерти кардинально переосмысливают свои жизни, а то и становятся совсем другими личностями, чем были до того.) Очевидно, что они во многих случаях не отображают душевного состояния умирающего в минуте непосредственно перед самой смертью. Часто человек, особенно по тяжелой болезни, так обессилен, медленно теряет перед смертью сознание, вне себя, ничего не осознает. Смертельные переживания зависят также от личности умирающего и течения болезни. Большая разница в переживаниях умирающего дедушки, очень уставшего жизнью, и молодого парня, еще не нажившегося, или мужа, привязанного к этому миру, который не хочет умирать и такого, что ему жизнь является мучением, бременем, а смерть освобождением от болей и несчастий. Не одинаково умирает отец, который оставляет по себе вдову и маленьких беспомощных детей, и человек одинокий, не оставляющий после себя никого. Много значит здесь и характер человека.
Сократ, великий греческий философ, был до последней минуты спокоен, потому как уважения права было для него важнее, чем смерть. Так же спокойно умирают и герои, убежденные, что их смерть принесет добро отечеству или народу. Славный врач Нотнагель наблюдает, как долго только может, последние удары своего сердца и даже в минуте смерти остается великим исследователем, который хочет познавать и учить. Напротив, свою тупость и дикость показывает осужденный на смерть преступник, которые переспит ночь спокойно, а как проснувшись, узнает, что до смертной казни осталось еще два часа, спит дальше. Русский писатель Достоевский показывает в своих произведениях, иначе умирает монах и мудрец, верующий, безбожник и т. д.
Если собрать все примеры, то получается, что смерть болезненней для окружающих, чем для самого умирающего. Борьба со смертью, о которой так часто слышим, явление очень редкое, так как обычно перед смертью наступает потеря сознания, какое-то равнодушие — апатия. И это является великой Божьей добродетелью, как говорит знаменитый врач Навнин. Он заболел воспалением легких. «Как врач, — пишет он, — я знал, что в этой болезни по утере сознания, вероятно, придет смерть. Так я думал и тогда, когда почувствовал, что сознание мое гаснет. Я думал, что пришел конец, и удивился, когда пробудился живой. Хотя я не умер, но знаю, что пережил перед смертью. Желаю только, чтобы минута смерти была для меня такой легкой, как тогда. Меня не мучило ничто «.
Многие ученые, а то и обычные люди, которые были уже очень близки смерти, говорят о своем внутреннем спокойствии и равнодушии, когда их близких шарпало отчаяние и боль. Более того, некоторые из ученых утверждают, что испытывали чувство какого-то облегчения, не чувствуя уже ни зла, ни добра. Тем тоже объясняют врачи такое явление, как спокойный вид на лице покойника. Очень редки случаи, когда больной защищается перед смертью, близость которой испытывает, не хочет умирать и завершает жизнь среди неописуемых душевных мук. Во время войны часто случалось, что тяжело раненые солдаты держались еще при жизни вплоть до минуты, когда увидели кого-то из своих близких, и тогда спокойно умирали. Этой загадки врачи не могли объяснить.
Часто говорится, что перед смертью наступает тоска по потерянной жизни и страх перед неизвестным по смерти, вся прошлая жизнь проходит перед глазами. Но это действительно бывает очень и очень редко, потому что на это нужна ясность мысли, чего непосредственно перед смертью обычно не бывает.
Очень часто смерть является окончательным освобождением от тяжких мук и страданий (например, при какой-то тяжелой болезни) и близкие тогда чувствуют некоторое облегчение, что муки дорогого им человека уже кончились. А все же даже в тяжелой болезни человек, пока сознателен, хочет жить, он надеется какому-то чуду, особенно тогда, когда является глубоко верующим. И потому не раз бывают случаи, что после предсмертной духовной потехи наступает некоторое облегчение. Вот почему и в тяжелых, безвыходных болезнях редко больной просит врача, чтобы дал «чего-то выпить», чтобы муки закончились. Ученые утверждают наконец, что люди набожные, верующие ожидают минуты смерти спокойно и радостно, потому что верят, что после смерти встретятся с Богом.
Психологически-медицинские исследования высказывают, обычно смерть наступает без больших душевных мук, ибо ее предотвращает затемнение, а то и полная потеря сознания, безразличие — апатия. Деньги, слава, удовольствие и прочие значительные вещи в человеческой жизни, не говоря уже о мало значительных (скажем, таких как конвертер величин), перестают иметь всякий смысл. С другой стороны привязанность к жизни и страх перед смертью является людям врожденным, и живой живет, думает до последних мгновений.
Автор: Эрих Штерн.