Психомоторика – психология движений

Психомоторика – психология движений

Движение

Создавая рефлекторную теорию психики, лежащую сейчас в основе психологической науки, Иван Михайлович Сеченов написал в 1863 году в своей книге «Рефлексы головного мозга» следующие слова: «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге — везде окончательным фактом является мышечное движение». Движения человека, включенные в его психическую деятельность, называют психомоторикой. Попробуйте подсчитать, сколько точек карандашом на листе бумаги сможете поставить вы и ваши друзья за 10 секунд. Вы увидите, что скорость движений (даже таких простых) неодинакова, и наверняка выявите кого-нибудь с явно замедленными движениями.

Повторите этот же опыт, но с клетчатой бумагой — точки надо ставить в каждую клеточку, примерно в ее середину. Скорость значительно уменьшится, притом скорость и точность движений у различных лиц не будут совпадать.

В экспериментальной психологии есть весьма точные и потому довольно сложные приборы для замера скорости психологической реакции (психологическая реакция — это типичное для данного человека время от момента появления сигнала до начала возможно более быстрого двигательного ответа на него простым и заранее известным движением). Однако сравнить скорость реакции у разных людей можно и без этих аппаратов. Нужна лишь половая щетка.

Из гигиенических соображений ее палку перед опытом надо, конечно, помыть. Палка должна быть гладкой, иначе можно занозить руку. На палке сделайте карандашом отметки с расстоянием друг от друга в 1 см. Первое деление должно быть примерно сантиметрах в 10—15 от низа.

«Экспериментатор», встав на стул, держит щетку за конец палки двумя пальцами. «Исследуемый» держит наготове руку, согнув пальцы полукольцом, но не прикасаясь к палке, на уровне нижней метки. «Экспериментатор» предупреждает: «Внимание!» — и через несколько секунд разжимает пальцы. «Исследуемый» должен возможно скорее схватить падающую палку. Число делений, на которые палка успеет упасть, будет определяться его скоростью реакции.

Для многих скорость реакции очень важна профессионально. Но действия, например, летчика или шофера — это не просто цепь отдельных реакций. Они складываются по механизму так называемой сенсомоторной координации, при которой движения и регулирующие их восприятия беспрерывно связаны как бы в спираль: движение регулируется восприятием, а оно, в свою очередь, изменяется в результате сделанного движения и т. д.

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ

Возьмите два, лучше одинаковых, галстука и предложите кому-нибудь завязать их: один — на вас, а другой, смотря в зеркало, — на себе. Став рядом и посмотрев в зеркало на оба завязанных галстука, вы убедитесь, что галстуки завязаны неодинаково: один будет зеркальным отражением другого. Дело в том, что движения завязывавшего галстуки определялись зрительным контролем того, что он видел один раз непосредственно, а второй раз — отраженным в зеркале. Это опыт с сенсомоторной координацией.

Не все движения рук и ног одинаково легко координировать. Попробуйте идти «иноходью», выбрасывая вперед ту же руку, что и ногу. Или одновременно вращать правую руку от себя, а левую — на себя. Еще труднее одновременно писать правой рукой на настенной доске большую букву «Д», а левой ногой рисовать на полу круг. Такого рода координация биологически не была целесообразна, и ей надо (если это, конечно, надо!) учиться заново.

Это не так уж сложно. Попробуйте писать, смотря в зеркало. Вначале вы удивитесь тому, насколько это трудно, а потом — тому, как быстро вы этому научитесь (читать написанное придется тоже в зеркале). Не менее трудно быстро перестраивать координацию. Попробуйте быстро рисовать такие чередующиеся фигурки. У вас появится навязчивое стремление к повторению (его принято называть персеверацией) той же фигуры. Проверьте этот опыт утром, отдохнувшим, и вечером, усталым, — вы убедитесь, что у утомленного человека персеверация проявляется более отчетливо.

Именно из-за устойчивости координации так трудно бывает нарочно изменить почерк. Опытный эксперт всегда откроет подлог. А у человека, потерявшего правую руку и научившегося писать левой, почерк почти не меняется.

Автор: К. Платонов.

P. S. А еще больше интересной и актуальной информации по психологии не только о психомоторике, но таких прозаических вещах, как скажем, правильно вести себя со свекровью, можно почитать на этом сайте. Читайте и просвещайтесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

UA TOP Bloggers