Смех и его значение в жизни человека.
Смехом занимается наука, называемая психологией, то есть наука о человеческой душе. Знаем, что каждый человек чувствует себя раз хорошо, то плохо, раз — печальный, то веселый, то плачет, то снова смеется. Видим, значит, что одни и те же люди могут иметь разные чувства, которые по-разному проявляются. Эти чувства называются еще настроениями. Одним из таких настроений является смешливость, или комизм, что проявляется смехом.
Над смешливостью задумывались уже от очень древних времен, а дело это до сих пор нерешенное. Уже греческий философ Аристотель хотел ясно обозначить смех. Он говорил, что смешное (комическое) есть все то, что ложное и позорное, но не болит и не приносит вреда. Другие философы, например немецкий ученый Липс, говорят, что смешное все то, что хотело быть великим, но вдруг оказалось ничем. Это выражает хорошая украинская пословица: «Як ти не пиріг, то не пирожися «. Так же смотрят на это дело другие философы: Гефдинґ, Гейманс и Фолкельт. Третьи ученые (например, Гоббс и Бен) говорят, что смешное все то, что позволяет нам почувствовать свое превосходство, свою силу. Каждый из них имеет свою правоту, и окончательного и полного определения комизма нет.
Некоторые философы, как, скажем, француз Бергсон, говорят, что смех принадлежит исключительно к человеку. Вне человека смеха нет. Например, пейзаж может быть плохим, печальным, но никогда смешным. Из животных можно смеяться, но только тогда, когда увидим в них что-то человеческое. Смеемся порой, например из шляпы, но не смеемся над тканью, или соломой, из которой она сделана, только с той формы, которую предоставил ей человек. Итак, снова смеемся с человека. Приходим так к выводу, что только человек является существом, которое может вызывать смех, и одновременно существом, способным смеяться.
Смех исключает всякие другие чувства. Когда смеемся, то тогда не отзывается в нас ни милосердие, ни сожаление, ни что-то подобное. Чтобы какая-то вещь произвела на нас комическое впечатление, то есть вызвала у нас смех, мы должны смотреть на нее как зрители. Возьмем пример: когда мы в каком-то обществе и принимаем участие в его жизни, то ни замечаем его смешных сторон. Но когда будем присматриваться к тому обществу со стороны, например к спектаклю в театре, или фильму, тогда заметим не один смешной момент. Чтобы подхватить какую-ту смешную страницу жизни, надо уметь эту жизнь подглядывать, или, как говорится, наблюдать.
Смех проявляется лучше в компанейской среде. Если бы человек чувствовал себя одиноко, он бы не смеялся. В театре, например, смех является тем больше, чем полнее зал. Очень часто смех, как и плач, окутывает только какую-то одну группу людей. Когда одного крестьянина спросили, почему он не плакал во время проповеди тогда, когда все другие плакали, ответил: «Не отношусь к этому приходу». Вообще надо сказать, что то, что люди называют смешным, в разных временах и разных обстоятельствах разное. Другое смешит людей диких, а другое культурных, с чего-то одного смеются дети, с чего-то другого взрослые.
Часто смех вяжется тесно с жизнью только какой-то одной общественности. Поэтому часто разные остроумные шутки являются смешными только в языке того народа, среди которого они родились. Немецкая шутка, переведенная на наш язык, часто перестает быть остроумной и наоборот. Видим, значит, что смех имеет «общественное значение и национальную окраску» (думаю ни один француз или испанец бы не понял наших галицких анекдотов про москалей). (Кстати иногда смешными и забавными могут быть даже какие-то отрывки из законодательных актов, описывающих, например, сельскохозяйственный налог, больше о котором можно узнать на сайте http://uteka.ua/channel/Nalogooblozhenie-selxozpredpriyatij)
Смех корит всякие грехи против общих признанных законов общественной жизни. Итак, смех служит целям утилитарным (пожиточним), а именно совершенствованию общественности. Исходя из этой общественно-утилитарной основы, нашел смех применение в литературе: попал на сцену (комедия), стал основанием юмористических журналов, которые совместили слово с рисунком и т. д.
Целью комедии является направлять человеческие недостатки. Писатель, пишущий комедию, должен уметь подхватить смешные стороны жизни и, выставив их перед читателями, (или зрителями), те недостатки осмеять. Зрители смеясь, открывают не раз и в себе эти недостатки, или среди общественности и стараются их устранить. Человек, лишенный самокритики, то есть такой, который не видит собственных недостатков, может их увидеть только тогда, когда кто-то ему в этом поможет. В одной комедии какой-то человек смеялся с тех, кто пишут стихи, а сам через минуту вытащил собственные из кармана.
Чтобы вызвать смех, комедия принимает много различных средств. Можем смеяться или того, что кто-то скажет (так называемый комизм слов), или с того, в каком кто-то окажется положении, или какие движения он выполняет (так называемый комизм ситуации и движений), или в конце с того, кто кем есть, каким является его характер (так называемый комизм характеров).
Итак, прежде о комизме слов, или так называемых остротах. Лучше выяснить дело на примере: «Биржа, это вещь очень опасная. В первый день можно выиграть, во второй проиграть». -» Хорошо, в таком случае буду играть, только каждый второй день». Комический эффект можно понять через так называемое предотвращение слов, например: «Почему бросаете табак из трубки на мой балкон?» — «А почему вы кладете свой балкон под мой табак из моей трубки?» На комизме слов заключается пародия.
Так же восстает травестия. Это представление чего-то важного комическим способом. Однако под крышкой смеха кроется глубокая мысль. Смех должен сделать ее легче, более понятной для читателей. Смех вызовет также уважительные трактовки какого-нибудь проступка. Возьмем пример с нашего писателя Гоголя: «Воруешь больше — говорит один чиновник другому — чем пристало чиновнику твоего ранга».
Смех вызовет также купец, если о любви будет говорить, как об сделке и употреблять при этом купеческие термины. Смеемся также тогда, когда кто-то говорит о вещах духа и обращается сразу к материальным, например: на похоронах говорил один человек такую речь: «Покойный был очень честный и имел длинный нос».
Рядом с комизмом слов есть еще и комизм движений и ситуации. Смеемся тогда не из одиночных выражений, но из того положения, в котором окажется какое-то лицо, или движений, которые он выполняет. Это видим часто в комедии. Есть там много таких ситуаций, где человек движется как бы по собственной воле, но собственно является орудием в чужих руках. Он тогда производит впечатление паяца на шнурке, который будто бы сам скачет, а на самом деле его кто-то увлекает шнурком.
Некоторые смешные ситуации можно сравнить с пулей из снега. Такая пуля, как катится, делается каждый раз больше. С малой причины делается большая история. Представим себе например такую сцену: некий господин входит в комнату, задевает ногой столик, выливает чай на второго господина. Этот второй, вскакивая выбивает окошко, оно падает на голову полицейских, те сзывает всю полицию и т. д. Такие сцены были популярны в кино 40-50-х годов (вспомним хотя бы фильмы с Чарли Чаплином). В одной комедии французского писателя Расина процесс начался со снопа сена, а закончился потерей целого имущества.
Движения и осанка людей смешные тогда, когда мы вспоминаем какой-то автомат, какой-то механизм. Очень важные движения становятся смешными тогда, когда им кто-то подражает. Подражать кому-то значит, подхватить те автоматические движения, которые бессознательно совершает каждый человек. Сильнее с жизнью вяжется комедия характеров. Эта комедия рисует характеры людей, их мы частенько встречаем на дороге своей жизни. Комедия пытается или воспроизвести индивидуальный характер, то есть такой, который имеет только один человек, или чаще творит типы, то есть берет отдельные черты характеров разных людей и соединяет их в одно. Такой искусственно созданный характер, соединяющий приметы разных людей, называется типом. Создаются такие характеры для того, чтобы отчетливее подчеркнуть какой-то недостаток. Скупость, например, может у разных людей проявляться по-разному. Когда автор хочет дать тип скупца, объединяет в одном человеке все приметы жадности и скупости.
Каждый недостаток и каждая темная сторона человека становится смешной, когда он обнаруживает ее бессознательно, непроизвольно. Так же смешные другие недостатки характера, например невнимание. Часто кто-то борется с каким-нибудь недостатком в другом, а сам через минуту делает то же самое. Представим себе учителя, произносящего перед детьми в классе речь против гнева и злости, а через минуту самого выходящего из себя в приступе гнева. Важным источником комизма являются человеческие страсти и привыкание, скупость, транжирство, пьянство и тому подобное.
Очень часто комедии осмеивают звание человека. Часто, например адвокат или врач отзываются так, если бы здоровье, или справедливость были созданы для них, а не наоборот. В одной комедии врач говорит: «Лучше умереть согласно лекарственным предписаниям, чем выздороветь вопреки им».
Чтобы хорошо высмеять какой-то недостаток, создатели комедий умножают его. Таким образом, появляется карикатура. Заключается она в том, что подхватываются некоторые слабые стороны человека физические или духовные — и, увеличиваются, делаются более выразительными. Однако надо помнить, что карикатура заключается не в самом увеличении. Увеличение является только средством, но не целью.
От комизма надо отличить юмор. Юмор это наклон человека к погожему взгляду на мир, готовность подметить смешное, радоваться, смешить, в конце склонность к созданию и вызыванию комического эффекта. Поэтому юмор стоит в тесной связи с комизмом, но не надо этих двух понятий мешать. Кто-то может быть комическим, но не иметь юмора, например, человек, неожиданно сел в миску с водой. Когда кто-то идет с большим уважением и споткнется и сделает при этом невольно смешное движение, тогда говорим, это была комическая ситуация. Когда же человек, с размышлением спотыкается и делает умышленное комический движение, чтобы вызвать смех, говорим, что это юмор.
Едкий, болезненный юмор называется сатирой. Цель ее — больно высмеять человеческие недостатки, чтобы их исправить. Есть сатира политическая, общественная и т. п. Видом едкого юмора является также ирония. Это своего рода притворство: иронист представляет людям их собственные претензии, как значительные и стоимостные, чтобы этим способом выразить их пустоту.
Автор: Владимир Балагура.