Зеркало души и человекоощущение

Зеркало души и человекоощущение

психогностика

Мимика отражает не только динамические, преходящие эмоциональные состояния, но и устойчивые качества личности. К ним, прежде всего, следует отнести темперамент, характеризующий интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов и состояний человека. По внешнему поведению можно в ряде случаев определить темперамент. Художник М. В. Нестеров описывает свою встречу с И. П. Павловым: «Не успел я осмотреться, сказать несколько слов, ответить на приветствие супруги Ивана Петровича, как совершенно неожиданно с какой-то стремительностью, прихрамывая на одну ногу и громко говоря, появился откуда-то слева, из-за угла, из-за рояля, сам «легендарный человек»… Целый вихрь слов, жестов понесся, опережая друг друга… более яркой особы я и представить себе не мог».

Бальзак посвятил походке человека, можно сказать, целое исследование, назвав ее физиономией характера. Но что же это такое — характер? Современная наука отвечает: совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности, общении и обусловливающая типичные для нее способы поведения.

Яркие описания выразительных движений, раскрывающих характер героев, мы находим в произведениях Достоевского, Толстого, других великих писателей. Так, в лермонтовском «Герое нашего времени» мы читаем (о Печорине): «Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками,— верный признак некоторой скрытности характера». О сложности характера Печорина (сочетание скрытности, скептицизма и меланхолии) говорит выражение его глаз: «Они не смеялись, когда он смеялся… Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен».

Объяснить связи между стабильной выразительностью лица и движениями мимической мускулатуры попытался еще Леонардо да Винчи. Моделями для исследований в области физиогномики великий живописец выбирал людей старых, так как морщины и другие возрастные изменения на их лицах ярко выявляли страдания и чувства. Впрочем, с большой долей вероятности можно утверждать: морщины вокруг глаз свидетельствуют о веселом характере, искренней смешливости. Известен и мимический эквивалент волевого характера — сдвинутые брови, поперечные складки на лбу…

Художник Б. В. Иогансон вспоминает, как однажды ему довелось увидеть известного коллекционера живописи М. А. Морозова рядом с его собственным портретом (работы В. А. Серова): «Я был потрясен тем обстоятельством, что это было не только похоже, но это было гораздо больше, чем похоже. Мастер сумел найти то, что выражает подлинную сущность этого человека». Можно вспомнить и восклицание папы римского Иннокентия X при взгляде на собственный портрет, написанный Веласкесом: «Слишком правдиво!». Мы часто слышим: «Похож больше, чем в жизни», «Слишком правдиво». Никакого чуда тут нет, талантливый художник раскрывает внутреннюю сущность своей модели. По сути, художник как бы преодолевает временную ограниченность своего искусства, выбирая в жизни персонажа тот момент, в котором концентрируются его наиболее характерные, типологические черты. Да и вся его жизнь — прошлое, настоящее, даже будущее.

Морозов

Недавно учеными был проведен интересный эксперимент. Перед людьми различных профессий ставилась задача быстро определять личностные особенности незнакомого человека. Оказалось, из мужчин лучше всего с этим справились художники-портретисты и скульпторы, из женщин — актрисы. Кстати, Лафатер тоже был художником-портретистом. А кроме того, исповедовал своих прихожан. Слушание исповедей особенно способствует развитию интуитивного восприятия духовного мира людей. Прототипом старца Зосимы был оптинский старец Амвросий (в миру А. М. Гренков). Послушаем Достоевского:

«Про отца Зосиму говорили многие, что он, допуская к себе столь многие годы всех приходивших к нему исповедовать сердце свое и жаждавших от него совета и врачебного слова, — до того много принял в душу свою откровений, сокрушений, сознаний, что под конец приобрел прозорливость уже столь тонкую, что с первого взгляда на лицо незнакомца, пришедшего к нему, мог угадывать, с чем тот пришел, чего тому нужно, и даже какого рода мучение терзает его совесть и удивлял, смущал, почти пугал иногда пришедшего таким знанием тайны его, прежде чем тот молвил слово.

Способность интуитивно определять эмоциональное состояние человека, его характерологические особенности, правильно судить о нем как о личности развивается чаще всего в процессе художественного творчества — по мере накопления опыта общения и наблюдения за людьми.

Ну а как же наука — она ведь предпочитает иметь дело с объективным, а не субъективным? Именно практические запросы вызвали к жизни новое направление в психологии — психодиагностику. Инструментами ее служат различные пробы — тесты. Однако и индивидуальные способности к человекоощушению у того или иного исследователя нельзя сбрасывать со счетов.

Психодиагностика сейчас широко применяется в медицине (обследование душевнобольных), педагогике (выявление интеллектуальных способностей) и профориентации (выявление задатков и определение способностей необходимых для успешного овладения специальностью). Все чаще входит она в программу обучение психологов в СПБ. Особое значение психодиагностика имеет в профессиях, от которых зависит безопасность людей.

Известно, например, что жизнеспособность воздушных лайнеров морских судов зависит и от каждого члена экипажа и от их взаимодействия. Четкость в работе требует полного взаимопонимания. Как же определять психофизическую совместимость экипажа? Как обеспечить слаженную групповую деятельность в продолжительных походах, в космических полетах, при зимовках на полярных станциях, в горах, труднодоступных районах, на океанских судах?

Комплексное исследование, проведенное в 1980 году под руководством И. Ф. Рябинина на полярных и высокогорных гидрометеорологических станциях с ограниченным числом персонала, подтвердило, что одна из самых больших трудностей — вынужденное совместное проживание. Полярники в один голос говорили «Избавьте нас от связанных с этим конфликтов, а все остальное придет само».

Конфликты в условиях длительной групповой изоляции возникают по разным причинам. Одна из них — именно у группы отсутствие развитой способности к человекоощущению. Так перед исследователями встала задача разработки специального теста — на способности к человекоощущению. В чем он заключается? Мы же говорили об интуитивной проницательности художников-портретистов. Однако еще в 19-м веке такие возможности обнаружили и у фотографии (несмотря на несовершенную технику). Интересна, например оценка фотопортрета, по которому Винсент Ван-Гог предсказал, что у его сестры разовьется психическое заболевание. Художник писал брату «Возьми, к примеру, нашу сестру Вил. Она не пьет, не распутничает, а все- таки у нас есть одна ее фотография, на которой взгляд у нее как у помешанной…»

Но по единственной, даже выразительной фотографии трудно дать общую характеристику, определяется лишь одна-две черты личности. Поэтому, создавая социально-перцептивный интуитивный тест (СПИТ) для оценки способности к восприятию других людей в группе, исследователи (к которым принадлежит и автор) обратились к фотографиям психопатических и душевнобольных людей.

Для этого были причины. При психопатиях наблюдается общая дисгармония личности с усилением отдельных ее составляющих. Так, при астенической психопатии люди отличаются повышенной впечатлительностью, ранимостью, крайней робостью, застенчивостью. Для истерических психопатов характерно стремление к красивой позе, желание казаться лучше, интереснее, значительнее, чем в действительности. Чересчур возбудимые люди подвержены приступам ярости, гневного неистовства, агрессивности по отношению к окружающим. Все это находит выражение не только в поведении, но и в типичных, показательных психических состояниях, которые более устойчивы, чем у здоровых людей. Естественно, это фиксируется на фотопортрете.

Подобраны 48 портретов людей, страдающих восемью видами психических расстройств. Они разбиты на 6 серий по 8 фотопортретов, каждая изображает определенные личностные качества. В одной серии экспериментов испытуемым предлагалось отобрать те портреты, которые им нравятся, и те, которые не нравятся. Во второй серии — выбрать тех, кто подходит им как сосед по коммунальной квартире, а затем — как сотрудник по работе. Особенно отчетливо восприятие других людей выявлялось в третьей серии экспериментов, когда испытуемым предлагали отобрать лиц, пригодных для артистической деятельности, и указать для них наиболее подходящие роли. Например, на роль Кабанихи из «Грозы» А. Н. Осровского предлагалась страдающая эпилепсией пожилая женщина с властным лицом. На роль Катерины и Ларисы из «Бесприданницы» — молодые женщины страдающие депрессией.

Тест оказался универсальным. При необходимости его можно применять для отбора художников-портретистов, актеров, даже следователей и преподавателей, врачей-психотерапевтов и психологов, других специалистов, работающих с людьми. Вот и все о человекоощущении. Как видим, ничего сверхъестественного в «сверхпроницательности» отдельных людей нет. Это качество личности можно изучать и воспитывать в себе и в других. Ведь живем мы среди людей.

Автор: В. Лебедев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

UA TOP Bloggers