Сказочная Ирландия. Часть третья.
Кладбища в Ирландии (как правило «вписанные» в пейзаж с океаном на заднем плане) похожи на католические погосты материковой Европы, с их помпезными скульптурными композициями и гранитно-мраморной роскошью — в Ирландии последние пристанища лаконичны и возвышены, без сомнительных сантиментов и излишеств, отвлекающих от беседы со Всевышним.
Кстати, о религиозности ирландцев. Они верят в Бога, ходят на воскресные службы, причащаются, исповедуются — но в канун Дня Всех Святых, 31 октября, гадают с помощью праздничного пирога: в него запекают кольцо и орех, у кого в куске окажется кольцо, тот вскоре женится или выйдет замуж, у кого орех, тот свяжет свою судьбу со вдовцом или вдовицей, а коли орех окажется пустым, то девушке быть старой девой, а юноше — холостяком.
Суеверий множество. Существуют и обряды — довольно мрачные. В тот же Канун Дня Всех Святых гадающие с завязанными глазами дотрагиваются до разложенных на столе предметов: молитвенник означает монашескую участь, кольцо — свадьбу, вода — долгую жизнь, земля — смерть.
Любимой забавой ирландцев, а еще пуще иностранных туристов, является целование камня в стене замка Бларни на высоте около пятидесяти метров. Для этого надо подняться по узкой винтовой лестнице, лечь на перекрытие, выгнуть позвоночник, максимально откинуть голову и при поддержке специально приставленного служащего, под вспышкой обязательного фотоаппарата и смех спутников исполнить обряд, то есть облобызать камень; о гигиене не говорю, но и с эстетической точки зрения это зрелище довольно-таки своеобразное: я долго с интересом наблюдал, как развлекалась группа весьма пожилых американцев — набрякшие, налитые кровью лица, животы, выглядывающие из-под задравшихся рубашек, груди, студенисто раскачивающиеся на высоте 150 футов, осклабленные вставные зубы, потеющие лысины, падающие из карманов вниз лекарства, монетки, расчески… И все это ради того, чтобы исполнилось желание. Существует легенда: нимфа тонула в озере, хозяин замка спас ее, она потребовала, чтобы он поцеловал камень, лежащий на берегу, он сделал это — и исполнилось заветное его желание (какого рода — остается загадкой) .
Святой Патрик, покровитель Ирландии. Нет на земле более почитаемого святого каким-либо народом. Главный праздник ирландцев — не Рождество, не Пасха, но День святого Патрика. И не удивительно. Святому Павлу и святому Петру вместе взятым и присниться не могло бы такое обилие чудес, которые совершил святой Патрик. Вопрос сложный, но мне показалось, что не всегда и не во всем святой ортодоксально следовал идеям Христа, таким, например, как «враги человека — ближние его» или «оставь отца своего — и ступай за мной». Быть может, потому и потянулись к святому, который святым тогда еще не был, души язычников, потомков каледонцев, кельтов, викингов, великого героя Кухулина, что никогда ничем не опорочил он их веры, суеверий, их богов.
Он не был красавцем с изможденным лицом и окладистой бородой, как прочие святые. Он был маленьким, лысым и толстым. По другой версии — огненно-рыжим. Его никто не направлял из Рима, он вернулся на «изумрудный остров», где был в юности рабом, по своей воле, потому что любил этот остров. В сане епископа римской католической церкви он на равных обращался с королями и последними бродягами. Он исцелял неисцелимо больных. Он не прощал обид: «Однажды змея обидела Патрика, и он решил вовсе избавить Ирландию от змей; по его призыву все змеи собрались, Патрик изо всех сил грохнул о землю посохом, проклял змеиный род и повелел: «Изыдите в море!» Змеи покорились, и с тех пор в Ирландии никогда больше не было змей. И комары его обидели — нет на острове комарья. И волков Патрик, бывший пастух, с негодованием прогнал», так что овцы и бараны с V века блаженствуют и не поддаются исчислению: по одной современной статистике на каждого ирландца приходится четырнадцать овец, по другой — шестьдесят восемь.
Это он, Патрик, объясняя язычникам, что есть Святая Троица, брал в руку трилистник кислицы — как символ триединства. С той поры трилистник является символом, эмблемой самой Ирландии. Не орлы с распростертыми крыльями, не львы, вставшие на дыбы, не скрещенные мечи, как у других стран, а скромные травинки обыкновенного клевера.
Его именем названы школы, церкви, столовые, замки, холмы, горы, леса, парки, озера, переулки, улицы, площади, селения… По обилию и концентрации его именем названных объектов (субъектов) святой Патрик мог бы сравниться разве что с нашим «корифеем всех наук и великим физкультурником». Но Господь такого сравнения не допустит. Да и разница в том, что вот уже у множества поколений ирландцев возникает желание не переименовывать, а напротив вновь упоминать святое имя в связи с новыми школами, улицами, селениями и даже… модными интернет-барами.
Статуя святого Патрика.
Есть у ирландцев и другая религия — «Гиннесс». Кажется, будто ирландки грудных детей кормят не молоком, а «Гиннессом». По тому, сколько кружек «Гиннесса» способен выпить человек, определяют, хороший он или… В разведку истинный ирландец пошел бы только с тем, кто может принять на грудь не менее пяти пинт «Гиннесса» (около трех литров). Ежедневно «мудрецы и святые», а также гости «изумрудного острова» выпивают четыре миллиона пинт «Гиннесса», а во всем мире потребляется более десяти миллионов! Абсолютный рекорд.
Знаменитая пивоварня Гиннес.
Говорят, Артур Гиннесс, основатель династии, создавая в 1759 году первую пивоварню, используя «самую мягкую и чистую воду в мире» горных рек графства Уиклоу, изначально шел на рекорд — и вполне естественно, что именно потомку Артура пришла в голову мысль издавать «Книгу рекордов Гиннесса». 27 августа 1955 года выпущено первое издание. В него вошло сообщение о том, как строители сносили старый дом и в стене обнаружили скелет, на шее которого висел медальон с надписью: «Рекордсмен Ирландии по пряткам, 1910 год».
Считается, что сейчас это одна из самых популярных книг в мире. И самая убийственная — десятки, а может быть, и сотни людей погибли, пытаясь установить какой-либо рекорд и увековечить в «Книге» свое имя.
Дублин встретил нас дождем. «Климата у нас нет, — говорят ирландцы. — У нас только погода». Когда чуточку распогодилось, на одной стороне улицы еще шел дождь, а на другой уже светило солнце (бывает в Ирландии и такое!).
Юный Джойс очень набожен был,
Он прислуживать в церкви любил.
Он во всех бардаках
Пел псалмы, как монах,
И со шлюхами в рай восходил.
Этот лимерик сочинили друзья писателя Джеймса Джойса, утверждавшего, что если бы Дублин сгорел, то его можно было бы точно восстановить по роману «Улисс». В тротуары повсюду вмонтированы медные таблички с цитатами из романа, в которых рассказывается о похождениях главного героя Блума и сексуальных томлениях Молли, Пенелопы XX века, символизирующей саму Землю.
Джеймс Джойс.
…В Дублине лет десять назад построили современные многоэтажные дома, заселили — но вскоре почти все жители выехали, объяснив это тем, что им необходим пусть крохотный, но свой газончик, чтобы после работы его подстригать и видеть через ограду соседа, тоже подстригающего газон.
…Среди ирландцев такое количество левшей, что кажется, будто все время смотришь на людей в зеркало.
…Наиболее популярны национальные виды спорта: хэрлинг, гаэльский футбол, в который кроме самих ирландцев никто играть не умеет, и чемпионат по открыванию устриц.
…Большинство музеев — в частной собственности, поэтому в идеальном состоянии. Замки превращены в 3-звездные отели. Их владельцы как правило граждане «великой Ирландии» за океаном.
…Неподалеку от мохерских скал находится могила Джона П. Холланда, ирландца, создавшего первую подводную лодку в США. Он создал субмарину в надежде на то, что американцы с ее помощью смогут потопить английские корабли.
Великий ирландец Джордж Бернард Шоу говорил об англичанах и ирландцах: «Две нации, разделенные общим языком».
Ирландия — первая английская колония. В 1921 году ирландцы добились статуса доминиона, в 1949 Ирландия была провозглашена независимой республикой.
Еще до поездки на «изумрудный остров» я ошибочно назвал одного знакомого ирландского бизнесмена, англичанином. Он сказал, что он ирландец. И больше он со мной не общается.
…Прощальный ужин нам устроили в замке. Традиционную тушеную баранину с луком и картофелем надо было есть по-рыцарски — руками, а потом девушки в платьях с волнующими декольте чашами с водой и ломтиками лимона — чтобы умыть руки. Десерты в Ирландии — произведения искусства. Домики на заснеженном дворе, гнезда птиц, кареты, мельницы, клумбы цветов, замки — сласти столь красивы, что и есть их жалко.
Гастрономическим аспектом и закончу заметки о «стране мудрецов и святых»… За завтраком мы ели овсяную кашу. На стене паба «Лимерик» в городе Лимерик был написан лимерик Джозефа Кеннеди:
Был один старичок из Лагаша,
Он питался овсяною кашей,
Чтобы она была пышной,
Приправлял ее мышкой,
И крепчал старичок из Лагаша.
Автор Сергей Марков.
P. S. Духи вещают: Всегда замечательно путешествовать по миру, но где б вы не оказались волей рока, то ли в сказочной Ирландии, то ли в каком нибудь городе Иваново российской глубинки, всегда важно позаботиться о ночлеге и комфорте. А вот интересно отличаются ли отели в Иваново (такие как на сайте http://ivsbor.ru) от ирландских отелей?