Вьетнам — стопроцентные тропики. Часть вторая.
Ходить в лесу легко — здесь просторно, как в старом парке. В отличии от непроходимых джунглей, известных по приключенческим романам, в лесу можно найти множество тропинок, протоптанных в основном лесными животными. Трав почти нет, лесную почву сплошь устилают опавшие коричневые листья. Кое-где лежат потемневшие трухлявые стволы погибших деревьев. Воздух очень теплый и предельно влажный, ветра почти нет и пахнет какими-то невидимыми душистыми цветами или листьями.
А что же тигры, слоны, обезьяны? Первое впечатление — почти не заметно жизни. Разве что муравьи. Они мелкие и крупные, блестящие и покрытые густыми волосками, удлиненные и коренастые. Муравья сидят на листьях, и ветвях деревьев или стремительно бегают вверх и вниз по древесной коре. Одни муравьи жалят очень чувствительно, другие просто кусают. Других насекомых не сразу увидишь. Редко промелькнет в воздухе мелкая невзрачная бабочка или ярко-синяя лакированная муха. Но, несмотря на это, вокруг слышен громкий звон и скрежет – это тысяча крупных цикад поют, сидя высоко над землей, среди листвы и ветвей.
А вскоре замечаешь, что кое-где над почвой возвышаются кирпично-красные или желтоватые земляные холмики – термитники. Осмотришься внимательней вокруг и обнаружишь сидячего над пестрой, покрытой лишайниками коре дерева совершенно сливающегося с фоном жука-усача или блестящего, словно выточенного из метала, хруща, сверкающего драгоценным камнем на глянцевитом листе.
Насекомых мало, не считая, конечно, муравьев. Но стоит оторвать от ствола густое сплетение тонких лиан или кусок старой коры с упавшего дерева — и оттуда посыплются во все стороны, поскачут и вылетят десятки разнообразнейших насекомых: коричневые и пестрые тараканы, жуки-чернотелки, ночные бабочки, сверчки, уховертки с причудливыми клешнями сзади брюшка, блестящие стройные жужелицы и многие другие, Тропический лес в нижнем ярусе отличается несметным богатством насекомых, паукообразных и других беспозвоночных. Многие из них доставляют немало неприятностей человеку. Весьма опасны многочисленные скорпионы, кровососущие насекомые, например москиты, которые являются переносчиками малярии. Леса кишат наземными пиявками, незаметно проникающими сквозь любые ткани и доставляющими массу неудобств. (Может для безопасного изучения более чем богатого мира насекомых вьетнамских джунглей, там стоит установить какой-нить георадар, и изучать их на расстоянии). Многоножки-сколопендры гигантских размеров поселяются в крышах домов, забираются даже в постели и принуждают обстоятельно осматривать их перед сном. Но при некоторой осторожности нечего особенно бояться этих животных.
Путешествуя по лесу, часто обнаруживаешь лесные тропинки, загороженные большими сетями паутины, нити которой по крепости почти не уступают шелку. На этих сетях живут великолепные пауки-нефилы, достигающие в длину 5 сантиметров, а с вытянутыми ногами — 15 сантиметров.
Выйдем на опушку тропического леса через сплошные заросли широколистных трав, высоких злаков и лиан, зелеными каскадами спадающих к самой земле с крон деревьев. Здесь насекомых гораздо больше. Яркие и разнообразные бабочки. Бабочки не только изумительно многочисленны, но и велики, изящны по форме, богато и разнообразно окрашены, и число видов их весьма значительно. Чаще всего их можно видеть по зарастающим, но еще проходимым лесным дорогам и тропинкам, но они во множестве встречаются и у старых поселков. Помимо величины поражает бесконечно разнообразная окраска этих насекомых. Вместо скромной коричневой или желтой окраски с редкими, синими или оранжевым пятнами, что мы видим у наших европейских бабочек, здесь господствуют яркие металлические синие, чистейшие зеленые и великолепные краевые тона, притом не мелкими пятнышками, а широкими зеркалами, оживленными черными каемками или фоном.
Здесь же летает много стрекоз с бесцветными или красными, желтыми или зелеными блестящими крыльями На листьях растений на опушках тропического леса много жуков-листоедов, ярких клопов, цикадок и ос. Интересны палочинки: одни из них широки и листообразны, другие длинны, с цилиндрическим телом, похожим на сучок. Сходство их с растением, на котором они живут, необычайно. Жилкование и зеленая окраска крыльев соответствует жилкам и окраске листа их кормового растения, и заметить их трудно. И конечно, как в глубине леса, видны многочисленные и разнообразные муравьи.
Из позвоночных чаще всего попадаются на глаза лягушки и ящерицы. В начале дождливого периода года, когда высохшие лужи и рвы наполняются водой, лягушки каждую ночь устраивают разнообразный концерт: некоторые из них квакают, другие звенят, как колокольчик, третьи щебечут. Особенно многочисленны в лесу цинковые ящерицы. Они, кажется, живут здесь повсюду. Под ногами в лесу толстым слоем лежит опад – старые сухие листья опавшие с деревьев. Если остановиться и оглядеться, можно увидеть что в опаде бегает много маленьких, очень красивых сцинков. Иногда кажется, что опад ожил – столько их в нем копошится. Чешуя сцинков блестит, отливая ярко-коричневыми и голубыми тонами, бока пестрые, все в черных и белых пятнышках.
На стволах деревьев можно заметить изумрудно-зеленых крупных агам-калотов. При приближении человека они стрелой взбираются по стволу дерева на недосягаемую высоту и оттуда высовываются, глядя на вас.
Очень характерны для лесов Вьетнама, как и всей юго-восточной Азии, летучие драконы – ящерицы из семейства агамовых, которые могут парить в воздухе, прыгая с дерева на дерево при помощи крыловидных перепонок, расположенных по обе стороны туловища и натягиваемых тонкими костными отростками передних ложных ребер. Ночью в свете фонаря часто попадаются гекконы, в том числе огромный геккон токи, который оглашает окрестности своим воплем. Многие виды гекконов приспособились к жизни рядом с человеком.
Когда стемнеет, у ламп на потолке зданий и комнат собираются симпатичные, нежно-розоватого цвета ящерицы, время от времени делающие пробежку в сторону и неуловимым движением хватающие зазевавшихся насекомых, привлеченных светом.
Изредка можно встретить в лесу змей, в том числе и ядовитых — кобр, куфий и крайтов. Змеи, особенно ядовитые, в воображении европейцев, наслушавшихся рассказов об ужасающих историях, — главная опасность в тропическом лесу. На деле же можно провести в тропическом дождевом лесу не только много дней, но и недель, прежде чем увидеть хотя бы одну-единственную змею. Значительно чаще удается встретить безвредных для человека тонких зеленых плетевидок. Они настолько хорошо маскируются в листве, что.часто можно прикоснуться к змее, еще не увидев ее. Легкость и быстрота, с которой змеи извиваются, не задев ни листочка, замечательна.
Обильны в лесу и птицы. В кронах деревьев можно заметить ожереловых попугаев, окрашенных во все цвета радуги питт и прочих представителей пернатых. Первое, что бросается в глаза наблюдателю — это обилие у тропических птиц хохлов и других украшений из перьев, в частности, удлиненных хвостов. Но наряду с этими своеобразными, невиданными прекрасными формами орнитофауны каждый побывав в тропическом лесу, скоро убеждается в существовании массы неказистых, темных пташек. В большинстве случаев — это защитная окраска, окрашенные таким образом птицы держатся в кустарнике, на земле, по стволам деревьев.
Млекопитающих в лесу встретить нелегко, хотя разнообразие их также велико. Очень многочисленны всевозможные грызуны, в том числе изумительные по красоте белки. Нередко встречаются обезьяны, макаки, гиббоны.
Непередаваемый ощущения возникают в лесу ночью. Он весь наполнен звуками. Точки глаз маленьких паучков, словно бриллианты, сверкают в лучах лампы, когда вы пробираетесь сквозь заросли. Лампа, укрепляемая на голове, которой пользуются шахтеры и спелеологи, — основное снаряжение в ночных путешествиях по лесу. Глаза ночных бабочек горят, как летящие горящие угольки. Хорошо видны и глаза лягушек. Ночью можно найти тех животных, которых вы не смогли бы отыскать днем. Скорпионы, которые днем прячутся в укрытиях, под камнями, активны ночью. Охотящийся скорпион медленно идет с поднятым хвостом, выставив вперед полусогнутые педипальпы с приоткрытыми клешнями. Он очень чутко реагирует на прикосновение к подвижному объекту и схватывает добычу клешнями, нанося удар «хвостом», обездвиживая и убивая ядом.
Если очень повезет, можно обнаружить громадного мохнатого паука-птицееда. В сознании большинства людей, знающих о их существовании, пауки-птицеды живут как страшные маленькие чудовища, яд которых смертелен. Их укусы считают опасными для жизни и относят к угрозам, что таят в себе джунгли. В тропиках действительно обитают очень ядовитые пауки, но крупные мохнатые пауки-птицееды к ним не относятся. Они выделяют очень мало яда, к тому же очень слабого. Своих жертв эти животные убивают прежде всего уколами огромных жал. Иногда им удается убить даже ящерицу или лягушку, но главной пищей для них служат, конечно, насекомые. Днем птицееды прячутся в убежищах — чаще всего, в норах. Норы, особенно если они глубоки, защищают паука от погодных условий. В них влажность и температура остаются сравнительно постоянными. Птицеед скрывается в глубине норы, а в жаркие дни даже закрывает ее вход. С наступлением ночи пауки выходят из убежищ на охоту и проявляют себя умелыми охотниками.
На путешественника тропическая природа производит неотразимое впечатление. Колоссальность, торжественное величие, сумрак совершенно овладевают им и вселяют мысль о ничтожестве человека; только когда пройдет это первое впечатление, наблюдатель будет в состоянии обратить свои взоры на отдельные детали, совокупность которых вызвала в нем эти эмоции.
Автор: Владимир Бобров.