Любовь и женщина в произведениях Джека Лондона
Вторая женщина Джека Лондона Чамриян была ему настоящей женой, была ему лучшим другом в жизни. Вместе с ней он отправляется в большие путешествия по морю и по суше, делится впечатлениями, это с ней вместе писал он свои произведения, которые впоследствии принесли его имени бессмертие. Через десять лет супружества пишет он ей о своей великой любви к ней, и благодарит ее за такое большое участие в его жизни. И в своих произведениях не имел Джек Лондон иного взгляда на любовь, супружество, женщину, как то, что он чувствовал в своей частной жизни. Я не написал ни одной строки, которую не могла бы прочитать моя собственная дочь, — как-то признался он. И это его признание так очень знаменательно для писателя, как и его чистый подход ко всем явлениям жизни.
Сильный человек, способный в любую минуту в каждом обстоятельстве приступить к решительному бою в жизни — занимает воображение Джека Лондона. Проблема борьбы все время стоит перед его глазами. Джек Лондон любит природу, которая является источником силы человека, но эта любовь — не сентиментальное чувство, ибо природа не всегда для человека является ласковым, теплым материнским лоном, но скорее великаном из сказки, которого должен преодолеть человек-гном. Писатель часто показывает в своих произведениях (к слову, многие электронные книги можно было бы создать на основании его сочинений) величие борьбы маленького как зернышко песка человека с бурными морскими волнами, с ужасным холодом и безграничной снежной пустыней полуночи. Среди трудов, на фоне борьбы с природой и с жизнью расцветает у него любовь между женщиной и мужчиной, чистая, как снежная пустыня. Джек Лондон не придает большого значения страсти. В его романе «Морской волк» нерешительные ухаживания Ван Вейдена вокруг Мод кажутся даже несколько смешными, но Ван Вейден, как и Джек Лондон, прежде всего, джентльмены, они не смеют решительно подойти к женщине, даже в обстоятельствах, где женщина полностью зависима от мужчины и он уверен в ее взаимности.
Чувство необычайной чистоты любви имеет читатель и после прочтения романа «Маленькая хозяйка большого дома», — где автор описывает, как растет любовь-страсть маленькой хозяйки к товарищу ее мужа. При всей щекотливости своего положения «маленькая хозяйка» продолжает оставаться искренней, правдивой, естественной без малейшего пятна фальши или измены.
Иногда Джек Лондон обращает внимание на «легких женщин», тех которые называют себя «артистками», когда появляются на далеком севере Америки. Он все готов увидеть в них скорее покаяние Магдалины, чем бесстыдство грешницы, скорее жертву общественного порядка, чем жертву собственного темперамента. Он упорно выступает против жестокости и обмана общественности, которая до конца жизни готова распинать такую грешницу. Так даже на далекой Аляске, где часто все общество состоит из нескольких авантюристов и искателей золота с неизвестным темным прошлым, дается слышать фальшивое англо-американское пуританство, не позволяющее принять в общество Люси, «женщину с прошлым», даже тогда, когда она выходит замуж за всеми уважаемого полковника.
Мужчина и женщина у Джека Лондона, прежде всего, неразорванные товарищи жизни, их взаимная любовь это полнота жизни, а естественным апогеем любви является самопожертвование — даже смерть ради добра любимого. Вялая, сентиментальная, холеная женщина — искусственное произведение болезненной культуры не интересует писателя. Его жена, не менее его героя мужа сумеет притереться к жизни и позаботится о себе. Она никогда не скажет мужу «подними меня», и «унеси меня», но на каждом шагу является ему настоящим товарищем, в минуту нужды протянет ему сильную руку. За это, в свою очередь требует она и от него, чтобы он стоил ее. Любовь Фроны с «Дочери снегов» к Сент-Винсенту исчезает в одну минуту, когда она на собственном опыте убеждается, что он не стоит ее уважения. «Как такой непутевый — хочет жениться на мне. — Он хочет быть отцом моих детей?!» — вскрикивает обиженно Тастел, такая, же гордая и смелая дочь снегов, как и Фрона.
Бедная женщина Дидз из романа «Буйный день» отказывается выйти замуж за миллионера Дойляйта, хотя любит его, видя, как бывший герой Аляски, хороший мужественный человек делается машиной своих миллионов. Миллионы высасывают из него все живые соки, и Дидз ясно видит свое будущее — будущее жены миллионера. Она будет иметь все, но не будет иметь самого Дейляйта. На минуту он позабавится с ней, а потом снова войдет весь в свой миллионный бизнес. Ее достоинство не хочет мириться с таким положением, и она отвергает его. В конце концов, Дейляйт сам понял, что он не имеет ни одной потехи от своих миллионов, разве только тоску и бросает все свое состояние, чтобы обрести полноту жизни в любви с Дидз.
Молодые девушки в произведениях Джека Лондона смотрят на мир широко открытыми глазами, а как жизнь ударит их, не плачут и не падают духом, а готовятся с полной силой к новой жизни. Такие женщины найдут выход их морских волн, обуздают буйного медведя, не потеряются в суровой северной пустыне. Так молодая девушка Фрона из романа «Дочь снегов» — дочь всеми уважаемого пионера на Аляске, после своего многолетнего быта в Европе в конце своего образования возвращается к своему отцу и с первого шага в суровую страну она умеет приспособиться к новым тяжелым обстоятельствам, помочь не только себе, но и другим.
Смелая женщина умеет инстинктивно властно поступить с конем даже тогда, когда она в первый раз имеет коня в руках как госпожа Сэксон с «Лунной долины». Образ женщины, укрощающей буйного коня — это вообще один из любимых образов Джека Лондона. Дид с «Буйного дня» импонирует Дейляйту своей физической силой, удобством и властностью и обращением с конем, а образ Паолы с «Маленькой хозяйки с большого дома» которая укрощает огненного «горного мустанга» на всю жизнь врезался в память Грагама. Нежная, деликатная Паола крепко вцепившись в гриву коня, обхватив его стороны своими крепкими мальчишескими ногами, предстала перед Грагамом как родственная с конем статуя, как одна неразрывная с ним жизнь, одно тело, сросшееся с лошадью. Она напоминала того доисторического человека, впервые накинувшего уздечку на дикого коня.
При всей своей силе духа и тела женщина в произведениях Джека Лондона сохраняет свою женственность, свою женскую нежность, которая проявляется в каждом поступке. Простая, дикая индианка, привыкшая только к грубому труду и борьбе с суровым климатом севера, где пальмы моментально коченеют от мороза — обнаруживает в любви трогательную нежность и безграничную преданность до самоотречения. Правда, она молча работает, молча любит, но любовь горит в ее сердце, а когда пробьет час, она без колебаний заморит себя голодом, чтобы только любимого спасти от смерти. А на смертном одре думает не о себе, а печется все о его счастье. Когда чувство любви окутывает индианку, даже к чужаку, она не знает ни отца, ни матери, ни своего племени, перед ней нет опасности, нет ничего невозможного — все она возложит на алтаре своей любви, даже собственную жизнь.
Джек Лондон не придавал большого значения физической страсти, которая в любви частенько выступает на первый план. Голос чувства в любви его героев является сильнее голоса их гормонов, а страсть скрывается от чужого взгляда. Другой любви Джек Лондон и сам не знал.
Возможно, — иногда образ женщины выступает в произведениях Джека Лондона уже слишком идеализированным. Однако в общих чертах, особенно по простоте и естественности, самостоятельности и бодрости в жизни образ этот отвечал требованиям современности и самой жизни.
Автор: А. Свенцицка.