Немного про мифы
Говорят, мифы не умирают — они только спят где-то в глубине нашего коллективного подсознательного, просыпаясь время от времени по мере надобности и принимая в соответствии с моментом пробуждения ту или иную форму. Но, пожалуй, нет ничего постояннее нашей в них нужды, чтобы заткнуть дыры в картине мироздания, объяснить — и, следовательно, обуздать — наши страхи, которые разум обуздать не в силах; так что спать им приходится очень мало.
Во всяком случае, мышление наше сегодня скорее мифологично, чем разумно. Особенно если понимать мифологичность мышления и восприятия так широко, как понимал его, например, Ролан Барт, сумевший увидеть в фотографии на обложке журнала «Пари-матч»: молодой африканец во французской военной форме, беря к под козырек, смотрит куда-то вверх, очевидно, на французский флаг — целую мифологическую систему. Ее назначение («означаемое») — напомнить читателям, что Франция — великая Империя, что служить ей рады все ее сыны, независимо от национальности и цвета кожи, а критики колониализма пусть умоются…
Таких мифологических систем у нас много…
Мифы сегодня оборачиваются не только идеологемами, наполняют собой не только политику, литературу, всевозможные искусства и даже — страшно сказать — науку. Они то и дело выскакивают из наших каждодневных привычек в самой что ни на есть традиционной форме современного ритуала, причудливым образом переплетаясь с привычками обращения с наиновейшей современной техникой (как тут не вспомнить шуточное сравнение программистов и прочих современных айтишников с шаманами древности).
Говорят, с мифами и обломками мифов сделать ничего нельзя. Их нельзя победить; их можно только постараться узнавать в лицо, а то они приноровились выдавать себя за нечто совсем иное, настаивая на рациональной или даже научной своей родословной. Наша эпоха отличается от предыдущей, гордой своим происхождением непосредственно от Просвещения, не большей и не меньшей мифологичностью, но только лишь ее признанием в себе, в, мышлении, в культуре.
Автор: Ольга Балла.