По следам Фомы Неверного
В 52 году н. е. в Индию из Западной Азии приплыл св. Фома, или Фома Неверный. Он пробыл в Индии двенадцать лет, а последние восемь лет своей жизни провел в мадрасском районе Милапур. Места, связанные с его именем, стали святынями для паломников. В 1517 году в древнем Мелиапуре на Малабарском побережье высадились португальцы. Они нашли развалины несторианской церкви X века, под которыми сохранились гробница в форме купола и памятник апостолу Иуде Фоме. Гробница Фомы известна с VI века, а эта часть побережья некогда называлась Бетумах, или Город Фомы. Когда в 1293 году здесь побывал Марко Поло, он видел христиан, индусов и сарацинов, молившихся у этого святого места.
Традиция Фомы существует в окрестностях Мадраса на протяжении полутора тысяч лет, а зарождение ее, возможно, относится к первым годам после распятия Христа. Апостол Фома Дидим, известный также под именем Фома Неверный, приплыл в Индию в 52 году из Западной Азии и высадился в древнем Крангануре на Малабарском побережье. Из двенадцати лет, проведенных в Индии и Восточной Азии, семь он прожил в Керале. Последние восемь лет своей жизни апостол Фома провел в Мелиапуре, нынешнем Милапуре, южном районе Мадраса.
За долгие века легенда об одном из учеников Христа превратилась для миллионов людей в своеобразную веру. Один из ритуалов этой веры — паломничества по святым местам, связанным с апостолом, которые доныне совершаются в Мадрасе. Пройти по стопам св. Фомы — значит соприкоснуться с высоким и чистым духом.
Малая Гора в Сайдапете — здесь он жил и проповедовал свою веру. Это скорее невысокий холм, но стоящие на нем церкви заметны издалека. Новая церковь, освященная в 1971 году, привлекает внимание необычной круглой формой. Правда, паломники больше жалуют соседнюю старую церковь, сооруженную в 1711 году в качестве пристройки к храму, который был возведен португальцами в 1511 году. Снаружи она выглядит более чем скромно, зато в крошечном ее помещении царит необыкновенная атмосфера, какой могут позавидовать многие большие храмы. Эта церковь Святого Причастия расположена над пещерой, где жил св. Фома. Если специально не искать пещеру, ее можно и не заметить. За дверью у основания алтаря открывается вход, через который с трудом протиснется взрослый человек. Свод в пещере достаточно высокий, и по ней можно ходить не пригибая головы. Здесь, в стороне от суетного мира, все объято необычайным покоем, который помогает воскресить призраки благословенного прошлого.
Под самым сводом пещеры есть отверстие, такое же маленькое, как и вход; предание гласит, что через него Фома, опасаясь преследования, спасся бегством на Эль Гранде-Монти, как называли ее португальцы, то есть на Большую Гору. У этого окна, в юго-восточной части пещеры, на стене есть отчетливый отпечаток руки, а у подножия холма на камне сохранился такой же ясный след стопы. Считается, что оба следа принадлежат святому. А молился он, по преданию, перед крестом, выбитым в скале рядом с церковью.
Позади церкви в скале есть укромная выемка, из которой паломник может набрать сладкой ключевой воды. Говорят, этот неиссякаемый источник возник, когда св. Фома ударил по скале, чтобы напоить страждущих, которые собрались на его проповедь из пораженного засухой Сайдапета. Вода эта, по преданию, обладает целебными свойствами.
Каждый год, в четвертые субботу и воскресенье после Пасхи, здесь происходит событие, напоминающее смешением праздничного веселья и набожности средневековую ярмарку. Тысячи людей приходят тогда на Малую Гору (на тамильском — Чинна-Малай), и чуткую тишину, окутывающую обычно церковь Воскресения, нарушает шум праздника.
Именно отсюда св. Фома совершал ежедневные прогулки на берег океана в Милапур, который португальцы впоследствии окрестили Сан-Томе. По пути он отдыхал в двух рощицах посреди рисовых полей и разговаривал с людьми, собиравшимися вокруг него. Полей этих давно уж нет, зато остались две поляны под купами деревьев, где в память о милапурской легенде португальцы поставили по церкви.
В 50-х годах XVII века семейство Мадейрос, одно из самых уважаемых в Сан-Томе, построило в Роще св. Фомы, что в пяти километрах от Малой Горы, церковь Отдохновения. Это характерный образец старой португальской архитектуры: длинное строение с выгнутой крышей и без колокольни. По мнению некоторых специалистов, именно роду Мадейрос, который в середине XVI века пользовался в здешних местах большим влиянием и вложил немало средств в строительство храмов, обязан своим названием Мадрас.
Менее чем в двух километрах от побережья Сан-Томе расположен Каатту-Ковил, как по сей день называют его тамилы, то есть Лесной Храм. Подлинное его название — церковь Светозарной Богородицы, это старейшая церковная постройка, сохранившаяся в черте города. По преданию, она сооружена в XVI веке на месте второй рощи, где останавливался на отдых Фома Дидим, и с ней связана романтическая легенда. Будто бы у Коромандельского побережья терпел бедствие португальский корабль, но благодаря лучу света с далекого берега ему удалось избежать крушения. Достигнув суши, моряки пошли на свет, но луч внезапно исчез.
Реликвии, обнаруженные португальцами при раскопках гробницы в 1523 году, были увезены вглубь материка, а на этом месте в 1606 году построили церковь. Это был год, когда король Португалии Филипп II учредил Епархию Сан-Томе и назначил первого епископа. На месте первоначального храма в 1898 году возвели еще более красивый собор-базилику, который можно видеть и сегодня. Его 55-метровые колокольни величественно возвышаются над побережьем.
В этом замечательном неоготическом соборе есть склеп, где хранятся некоторые апостольские реликвии. Над ним возносится в небо второй — меньший — шпиль собора. А за склепом находится один из красивейших в Мадрасе витражей, который состоит из трех частей и представляет собой жизнеописание Фомы Неверного. Важное место в соборе занимает метровая статуя Милапурской Божьей Матери, которую якобы привез из Португалии в 1543 году предприимчивый священник отец Гаспар Коэлью. Если дата точна, то это, возможно, старейший образец европейской скульптуры, сохранившийся в Азии.
Километрах в пяти от места погребения св. Фомы есть гора, названная его именем. Как гласит предание, св. Фома был убит на этом одиноком холме, возвышающемся на 100 метров над окрестной равниной. На предполагаемом месте убийства стоит церковь Богородицы Ожидающей. Она построена португальцами в 1547 году вместо древнего несторианского храма, простоявшего там много столетий.
При закладке фундамента церкви отец Гаспар Коэлью обнаружил «кровоточащий крест» с древними письменами на пехлеви — персидском литературном языке эпохи Сасанидов. Этот каменный крест, как считается, выбит св. Фомой (причем подобные кресты есть в семи его храмах в Керале) и в настоящее время является частью красивого церковного алтаря, выполненного в армянской традиции. По преданию, верующие впервые увидели кровь на кресте во время мессы 18 августа 1558 года, и затем это случалось время от времени вплоть до 1704 года.
Возле алтаря находятся древняя картина, а также обломки костей и обрывки материи, якобы принадлежавшие св. Фоме. На картине изображена дева Мария, и в письменных источниках она упоминается еще в 1559 году; считается, что написал картину св. Лука, а св. Фома привез ее в Индию. Лежащие рядом реликвии подобны тем, что хранятся в мраморном склепе в базилике Сан-Томе. Они, утверждает легенда, — часть находки, обнаруженной на побережье в Сан-Томе.
Церковь стоит в уединенном месте на вершине холма. Ее прямоугольная выгнутая кровля в португальском стиле сооружена в XVII—XVIII вв. на пожертвования армянских христиан. Кроме того, они подарили церкви богато украшенную кафедру и портреты апостолов, висящие на стенах.
Это одна из немногих церквей в Индии, где соблюдается древний азиатский ритуал. Паломники, прибывающие со всех концов страны, проходят, ступая босыми ногами, через большие сводчатые ворота и медленно взбираются по 135 ступенькам на самую вершину. Многие в знак смирения проделывают этот путь на коленях.
Здесь, на Горе св. Фомы, верующие и неверующие глубоко проникаются светлым духом апостола. Попав сюда, человек начинает постигать, почему вековые легенды о жизни и смерти св. Фомы вдохновляют на неугасимую веру миллионы людей — индусов по культуре, христиан по вере и азиатов по ритуальной традиции. Здесь, на юге Индии, все они сливаются воедино, следуя по стопам св. Фомы.
Автор: М. Парвати.