Символическая суть праздников
Каково истинное значение обрядов и праздников? Что это — освященные традицией торжества или своеобразная форма народного творчества? Только благодаря установлению контактов между различными культурами удалось получить ответ на эти вопросы и постичь подлинный, неповторимый характер каждого праздника. Более того, именно на примере других стран историки, этнографы и психологи поняли, что праздники являются актом самовыражения, проявлением постоянно обновляющейся жизненной силы народа, а порой и отражением его утопических чаяний.
Французский социолог начала прошлого века Эмиль Дюркгейм видел в обрядах и праздниках «неукротимость духа», помогающую укреплению сплоченности социальной группы или целого народа; символическое отражение незримых связей между человеком и природой; институт, посредством которого поддерживаются, обновляются и воспроизводятся социальные отношения между членами общества.
Примерно в то же время, но в совершенно ином контексте Джеймс Фрэзер, автор «Золотой ветви», писал, что обряды и праздники представляют собой акт воспроизводства определенной системы верований и мифологических представлений, питающих религию, магию и политику. К аналогичным выводам приходили и другие антропологи, изучавшие культуру эскимосов (Боас), народов Африки (Фробениус и Гриоль) и Меланезии (Малиновский).
Правда, значение того или иного обряда или праздника может быть непонятно не только стороннему наблюдателю, но и непосредственным его участникам. Давайте же не будем пытаться найти общий знаменатель разнообразных форм, а ограничимся лишь их кратким перечислением и классификацией.
Есть праздники, которые освящают наиболее важные события в жизни людей: рождение, инициацию, женитьбу, погребение. Это социальные акты, в которых выражается реакция общества на такие неотъемлемые черты бытия, как соединение мужчины и женщины и смерть, стремление поддержать своих собратьев, помочь им преодолеть страх в трудную минуту.
Повсюду в мире формы участия общины в брачной церемонии во многом похожи. Например, в Дузе, на юге Туниса, семьи женихов и невест в ночь свадьбы разбивают два лагеря на склоне бархана. Женихи в отдельной палатке ожидают своих будущих жен. Невесты приезжают к ним в лагерь на верблюдах в сопровождении поющей и танцующей толпы односельчан. В Непале все происходит при свете дня, но и здесь охваченная непостижимым мистическим пылом община принимает живейшее участие в приготовлении невесты к свадьбе. Аналогичную функцию выполняют свадебные торжества в Европе и Америке, правда, в настолько условной форме, что их участники могут об этом даже не догадываться.
Считается, что основная цель ритуалов — облегчить человеку переход в иное состояние. Однако, по-видимому, это не совсем точно отражает их суть. Например, в Казамансе, к югу от Сахары, появление процессии, сопровождающей украшенные бычьими рогами носилки с телом умершего, вызывает у окружающих оживление, помогающее им примириться с этим печальным событием. В Бразилии, в пригороде Салвадора, дети, участвующие в погребальном шествии, смеются и поют. На карнавале мертвых в Мексике мрачные обряды превращаются в откровенный фарс, в котором видна попытка избавиться от страдании, причиняемых мыслью о неизбежности смерти.
Карнавал мертвых в Мексике.
Есть другой тип праздников, их можно условно назвать «восстановительными». В яркой, порой театрализованной форме они напоминают о давно забытом прошлом или об ушедшей культуре. Примером может служить боливийский праздник Диаблада, во время которого индейские горняки и ремесленники наряжаются древними инками (по сути своими далекими предками) и вступают в символическую борьбу со святым Георгием Победоносцем, или любопытный андалусский праздник Росио, в котором переплетается арабская, христианская и цыганская культурная символика. Во время праздника в честь богини Иеманджи на северо-востоке Бразилии выходцы из Африки с помощью танцев и пантомимы пытаются воссоздать образ далекой родины, олицетворением которой стало для них море.
Праздник Росио
К явлениям совершенно иного порядка можно отнести праздники, основанные на определенном ритуале, строгий порядок которого придает им театральность и великолепие. К этой категории принадлежат индонезийский театр теней ваянг и индийская танцевальная драма «Катхакали», массовое омовение в водах священной Ганги и практически все буддийские торжества в странах Азии. В европейской истории можно найти множество символических проявлений мистицизма, свойственного римско-католической традиции Италии и Испании. Отдельные его черты до сих пор проглядывают в крупнейшем мексиканском празднике, устраиваемом на соборной площади в Гуадалупе в Мехико, во время которого индейцы и метисы разыгрывают представление, со всеми подробностями повествующее о явлении Девы Марии индейцу-пастуху.
Еще более сложной «режиссурой» отличались городские праздники прошлого: уличные шествия в древних Афинах, китайские придворные церемонии, «королевские выходы» в европейских городах эпохи Возрождения, обручение венецианского дожа с морем, церемония лорда-мэра в Лондоне. Следы этих традиций мы находим сегодня в празднике Палио в Сиене, карнавалах в Венеции, Базеле, Мюнхене и в городах Бельгии, Голландии и Люксембурга.
К разряду более «серьезных» городских праздников относятся памятные торжества в честь символического заключения союза между народом и основателем государства или события, приведшего к его образованию. Существуют также праздники, несущие идеологическую и дидактическую нагрузку, например национальный праздник Франции — 14 Июля или День международной солидарности трудящихся — 1 Мая.
Однако наш краткий перечень будет неполон, если мы не упомянем различные формы личного общения, домашние торжества и вечеринки, устраиваемые, чтобы развлечься, разделить радость с друзьями и близкими или просто побыть вместе. Общие трапезы, восходящие к греческим агапе — «трапезам любви», банкеты, пикники, танцевальные и музыкальные вечера, собрания религиозных общин и эзотерических групп, наконец, сугубо интимные семейные торжества — такие праздники и сегодня сохранились во всех культурах.
Их участники зачастую изобретают собственный ритуал, который наиболее полно выражает их общие чувства. Объединяющее начало проявляется здесь гораздо сильнее, чем во время больших торжеств, вот почему эти праздники играют такую важную роль в жизни отдельных групп и всего народа. Продолжение следует.
Автор: Жан Довиньо.
P. S. Также во время праздников у многих людей особенно сильно увеличивается вера во что-то сверхестественное, загадочное, ведь недаром именно на праздники наши предки древние славяне делали различные гадания, в других местах жрецы по праздничным датам составляли гороскопы, старались предсказать будущее. К слову здесь вы тоже можете узнать свой гороскоп на 2016 год, а насколько он будет правдивым решать уже вам.