Али Бен Абу Талиб – последний праведный халиф
Четвертый — и последний в ранней истории ислама праведный халиф Али — фигура трагическая и ключевая для понимания самого первого и масштабного разделения мусульманской общины — на суннитов и шиитов, — сохраняющегося и по сию пору. Он был не только верным соратником пророка Мухаммеда, но и его близким родственником — двоюродным братом, а потом зятем, отцом его внуков Хасана и Хусейна. Вот из-за этого родства часть мусульман была глубоко уверена, что именно Али и его потомкам должна перейти по наследству власть в общине после кончины пророка Мухаммеда. Но с этим были согласны далеко не все…
Али был одним из первых, кто принял ислам. Сказать точнее — был ли он вторым после Хадиджи, жены Мухаммеда, или третьим — после Абу Бакра — невозможно, но он всегда, с самого начала был рядом с Мухаммедом. Они жили с детства под одной крышей — рано осиротевший Мухаммед воспитывался в доме своего дяди Абу Талиба, чьим сыном и был Али. Однажды Абу Талиб, случайно оказавшись среди безлюдных холмов, застал сына и племянника за молитвой. Пришлось ему все рассказать. Дядя выслушал Мухаммеда и не стал упрекать юношей за отказ от других богов во имя Единственного.
Сам он принять ислам отказался, но с тех пор защищал Мухаммеда от недовольных его проповедью мекканцев. В 619 году Абу Талиб умер (в истории ислама этот год называется «годом траура», он унес и Хадиджу). Первые мусульмане потеряли своего защитника — авторитетного в Мекке человека — и вынуждены были переселиться в Медину. Али покинул Мекку в числе последних: он ежевечерне зажигал светильник в доме Мухаммеда, чтобы враги считали, что Мухаммед все еще в городе…
Вскоре после переселения Мухаммед отдал в жены двоюродному брату свою дочь Фатиму. Пророк видел в этом браке знак благодарности к покойному дяде Абу Талибу, которого любил как отца. Он считал, что и Фатима, так похожая характером на свою мать Хадиджу, и Али, достойный сын своего отца, будут ему надежной опорой в руководстве мусульманской общиной.
Али всегда оправдывал эти надежды. Он принимал участие в главных битвах мусульман с язычниками — при Бадре, Ухуде, аль-Кандаке. Существует множество легенд о необычайной храбрости Али. Рассказывают, что в те времена воины, вступающие в поединок, должны были представляться друг другу. В таких случаях Али обычно говорил: «Я — Али, которого мать, рожая, назвала рычащим львом — «аль Хайдар».
Однажды во время боя Али лишился своего щита. Оглянувшись, он увидел ворота, которые легко сорвал с петель и использовал как щит все оставшееся время боя. Абу Раф, слуга Мухаммеда, рассказывал: «Я нарочно потом позвал товарищей рассмотреть эти ворота. Нас было восемь человек, но мы все вместе не могли их поднять».
В битве при горе Ухуд Али получил шесть ранений. А после Бадра его и воина Хамзу стали называть богатырями. Оба получили почетные прозвища: Хамза — «лев ислама», а Али — «меч ислама».
В 630 году Мухаммед отправил Али в Мекку с поручением прочитать паломникам тексты откровений, которые затем вошли в девятую суру Корана «Ат-Тауба» («Покаяние»). Это было особое доверие, и «правая рука» Мухаммеда Абу Бакр был обижен тем, что пророк оказал его не ему, хотя именно он был во главе мединских паломников. Впоследствии шииты истолковали этот эпизод как знак того, что именно Али должен наследовать пророку.
Предание сохранило словесный портрет Али: он был смугл, невысок, к старости потолстел и обзавелся густой седой бородой, которую иногда красил хной, как это делали почтенные мединцы. Говорили, что его взгляд был тяжелым из-за выпуклых глаз, но когда он улыбался, обнажая белые крепкие зубы, это впечатление исчезало.
Современники отмечали его веселый нрав, остроумие и особую отзывчивость. Вчера он поражал в бою всех своей храбростью, а сегодня трогательно заботился о сиротах, ходатайствовал перед пророком о несчастных или советовал, как заслужить его милость. Известно, что гнев Мухаммеда был скоротечен и он всегда переживал, когда из-за минутной вспышки его недовольства страдал человек. Али это понимал, и ему доставляло удовольствие помогать Мухаммеду выйти из такого положения. В хадисах немало таких примеров.
После смерти Ибрагима, сына Мухаммеда, которого он очень любил, пророк все чаще стал заглядывать в жилище Али и Фатимы: здесь он находил утешение, играя с внуками — Хасаном, медлительным увальнем, сладкоежкой и шустрым ласковым Хусейном. Мухаммед называл их «два Хасана». Мухаммед иногда представлял внуков своим гостям. Он накрывал их плечи полами своего плаща и говорил: «Это моя семья». Поэтому в хадисах можно встретить выражение: «люди плаща» — то есть Али, Фатима и их дети.
Рассказывают, что когда после смерти Мухаммеда халифом был выбран Абу Бакр, Али заперся у себя дома и не хотел идти к нему с поздравлениями. Тогда Абу Бакр сам пошел к Али, но Фатима не пустила халифа в дом. Она считала, что именно ее муж должен был наследовать Мухаммеду. Впрочем, Али не держал долго зла на Абу Бакра и стал одним из ближайших его помощников. Фатима же до конца своих дней не общалась с первым халифом.
Али пришлось смириться и с тем, что после смерти Абу Бакра халифом избран был Умар, а того сменил Усман. Преданность делу, которому он служил, помогала ему справиться с личными амбициями.
Именно Али принадлежала идея ввести новое летосчисление с года хиджры, то есть того года, в котором случилось переселение Мухаммеда с мусульманами из Мекки в Медину. Это было сделано в правление Умара. (Мусульманский календарь напомню, ведет отсчет от первого месяца лунного года, то есть 1 мухарама 622 года по солнечному календарю).
Огромна заслуга Али и в составлении окончательного текста Корана, которое произошло при Усмане. Али принадлежал к кругу образованных мусульман, умел читать и писать, и у него сохранились некоторые записи откровений, полученные пророком. Вместе с Абу Бакром, Умаром, Айшей и некоторыми другими он был надежным источником и комментатором хадисов — сказаний о деяниях пророка, благодаря которым до потомков дошло достоверное жизнеописание Мухаммеда.
В мусульманской общине Али всегда оставался одним из самых авторитетных и почитаемых людей. Но особенно выросла его популярность при халифе Усмане. Она росла вместе с ростом недовольства правлением Усмана, которого ветераны ислама обвиняли в разворовывании казны и в том, что мы сейчас называем коррупцией и семейственностью в делах власти. Честность и открытость Али не вызывала сомнений, а преданность его заветам Пророка была классическим примером для новых поколений.
Али не занимал никаких государственных постов, возможно, поэтому у него было меньше, чем у других ветеранов ислама, поводов настроить людей против себя. Нередко он выступал защитником обиженных. С годами к тому же ушли резкость и вспыльчивость, свойственные ему в молодости, уступив место терпимости, снисходительности. Теперь он руководствовался рассудком, а не эмоциями. Но он был жалостлив и старался избегать строгих наказаний для виновных, и его мнение в спорных вопросах часто становилось решающим.
Али пришел на смену убитому халифу Усману. Сподвижник пророка, храбрый воин, блестящий оратор, фанатично преданный делу Мухаммеда, Али, тем не менее, не оправдал возлагавшихся на него надежд. При всей симпатии к нему, историки не могут назвать его идеальным правителем.
В момент убийства Усмана большинства сподвижников пророка не было в Медине: по всей вероятности, они не случайно покинули город, когда дворец халифа окружили мятежники, пришедшие из Египта, Куфы и Басры. Али, один из немногих ветеранов, оставался в Медине и посылал со своими людьми пищу и воду осажденному халифу. Когда же после гибели Усмана оставшиеся в Медине ветераны ислама провозгласили Али халифом, против этого выступили сподвижники пророка — Талха, Зубейр, подстрекаемые Айшей, которая с давних пор не любила Али. Они считали, что имеют право быть выбранными, как когда-то были выбраны халифами Абу Бакр, Умар и Усман. Али же объявил себя халифом на волне народного протеста против Усмана, без решения на этот счет совета общины — шуры.
Воспользовавшись нерешительностью Али, который не хотел начинать свое правление с кровопролития, его противники захватили город Басру. Сложившейся ситуацией воспользовался и наместник Сирии Муавийа ибн Суфьян, родственник Усмана, который объявил Али участником заговора против прежнего халифа и выступил против него под лозунгом: «Месть за Усмана!»
В декабре 656 года под Басрой произошло сражение между войсками Талхи и Зубейра и армией Али. В истории ислама битва известна под названием «верблюжья». За нею наблюдала Айша, сидя на верблюде в специальном паланкине. Согласно древней аравийской традиции, это должно было принести удачу. Однако битву выиграл Али. Талха и Зубейр пали в бою, что очень опечалило нового халифа. Три дня он оплакивал всех погибших с той и другой стороны, ибо все были мусульманами. Велел похоронить всех с почестями, позаботиться об их родственниках. И только после этого вошел в Басру.
Отослав Айшу с почетным эскортом в Медину, Али решил, что там сейчас его присутствие необязательно. Своей временной резиденцией он сделал иракский город Куфу. Так он хотел привлечь на свою сторону здешних арабов.
Еще ему предстояло разобраться с Муавийей и его сторонниками. В следующем, 657 году на правом берегу реки Евфрат у города Сиффин произошла еще одна знаменательная битва: Али на этот раз разбил и потеснил войско Муавии. Но… не сумел воспользоваться своей победой. Когда ясен стал исход сражения, сирийцы предложили решить дело третейским судом: в знак примирения они подняли на своих копьях листы из священного Корана. Али остановил битву, согласившись с сирийцами, и вызвал этим разочарование как у своих воинов, так и у своих сподвижников, ветеранов ислама, которые хотели раз и навсегда покончить с сепаратизмом провинций.
Но почему праведный халиф Али бен Абу Талиб согласился на третейский суд? Историки считают, что он не хотел дальнейшего кровопролития, полагая, что так удастся избежать раскола. Но он ошибся. Некоторые из его сторонников объявили, что не признают третейского суда. («Па тахким илла лилахи» — говорили они, — «судить вправе только Бог»). В знак своего несогласия несколько военачальников покинули лагерь Али, уведя с собой 12 тысяч воинов. Их стали называть хариджитами (от арабского «хариджи» — вышедший, восставший). Впоследствии движение хариджитов, поначалу политическое, приобрело религиозный характер.
Спустя некоторое время Али понял, что согласившись на третейский суд, он жестоко ошибся, но продолжить войну с Муавией все же не решился. Как только правитель Сирии почувствовал эти колебания, он бросил войска на завоевание Египта. Тем самым было положено начало растаскиванию земель, которые с таким трудом и упорством собирали под знаменем ислама Мухаммед, а потом Абу Бакр и Умар. И Али уже не мог остановить этот распад мусульманской империи.
А третейский суд состоялся. И призвал низложить Али. Тогда халиф обратился к хариджитам с предложением разгромить оппозицию, возглавляемую Муавией. Они колебались слишком долго, и Али повел свое войско против них. В битве 17 июля 658 года хариджиты были разгромлены.
Продолжение следует.
Автор: О. Бибикова.