Али Бен Абу Талиб – последний праведный халиф. Продолжение.
Правление последнего праведного халифа было недолгим. В январский день 661 года, когда Али выходил из мечети, хариджит ибн Мулджам нанес ему смертельный удар отравленным кинжалом. Али было в ту пору 63 года, как и Мухаммеду в его день смерти. Другие источники сообщают, что имам Али скончался в возрасте 58 лет.
В отличие от его предшественника Усмана, оставившего огромное состояние, у Али после смерти оказалось всего 600 драхм, — сумма по тем временам ничтожная. Место упокоения Али (ныне город Неджеф в Ираке) стал местом поклонения шиитов, тех, кто с самого начала считал имама Али единственным законным преемником Мухаммеда. Сторонники этой точки зрения образовали свою партию — по-арабски шиа, их стали называть шиитами. Они почитают Али наравне с пророком Мухаммедом.
Если у суннитов Али остается образцом набожности и благородства, то в среде шиитов существует культ Али. Его фигура порой заслоняет даже образ пророка Мухаммеда, ибо крайние шииты вообще считают, что именно Али является носителем божьей благодати, абсолютным и непогрешимым авторитетом в делах ислама, обладателем всех достоинств, которыми Аллах может наделить человека. Шииты называют Али «вали Алла» — друг Бога.
Шииты утверждают, что Мухаммед, вернувшись из последнего паломничества в Мекку, сказал, обращаясь к собравшимся в мечети людям: «Я скоро буду призван небом, но я оставляю среди вас две важные вещи: Коран и свою семью»… Они приводят, ссылаясь на достоверные источники, слова Мухаммеда, свидетельствующие о том, что именно Али должен был стать во главе общины после его смерти… Исходя из этого, шииты же поставили принцип наследования халифата на первое место. В провинциях, где народ сильнее ощущал притеснения со стороны своих местных правителей, но уповал на халифа, нашла сильную поддержку идея, что «хорошим», «добрым» и «справедливым» халифом может быть только истинный наследник Мухаммеда — его родственник по крови, за которым сохраняется «благодать», «дар божий».
Стараниями шиитов возникли сборники изречений Али, многие страницы его эпитетов. Некоторые суры Корана шииты толкуют иначе, нежели сунниты. Так, они считают последнюю редакцию Корана (узаконенную при Усмане) небезупречной. Они полагают, что секретарь пророка Зейд ибн Сабит, готовивший окончательную редакцию текстов Корана, по наущению халифа Усмана и его родичей Омейадов изъял из них все упоминания имени Али. Крайние шиитские богословы предлагают даже иное прочтение или истолкование отдельных слов и фраз. В суре 43 есть слово «али» — высокий, но шииты считают, что здесь на самом деле упомянут имам Али, хотя общепринятое толкование состоит в том, что здесь говорится о Коране, о его высоком духе. Когда в тексте встречается слово «умма», они заменяют его на «а’имма», то есть множественное число от слова «имам», относя его к Али. Название суры 16 «Ан-нахл» — пчелы — стало частью собирательного прозвища Али — «амир ань-нахл», то есть «глава пчел» (иначе лидер тех тружеников, которые собирают нектар цветов и сок плодов — скрытое знание, содержащееся в Коране).
Историк Масуди отмечает, что шииты нередко обожествляли Али. Шиитское предание называет Али «угодный Аллаху», «лев Аллаха», «царь святых». Ему приписываются многочисленные воинские подвиги, совершавшиеся с помощью меча «зуль-фикар», некогда принадлежавшего Мухаммеду. Например, шииты утверждают, что в битве при Сиффине он этим мечом собственноручно убил 523 врага. Шиитские рассказы о подвигах и чудесах, совершенных Али, напоминают жития христианских святых. Существует, например, предание о том, что он вживил отрезанную руку рабу, раскаявшемуся за свой поступок, а сам Аллах придержал заход солнца для того, чтобы Али успел совершить вечернюю молитву… Али заставлял исчезать страшных львов, обращал вспять воды Евфрата. Во многих странах с Али, его мечом и даже мулом по имени Дул-дул связывают местные легенды и предания.
К шахаде, символу веры, «Нет божества кроме Аллаха, а Мухаммед посланник Его» шииты прибавляют слова «ва Али вали Аллаху» — то есть «а Али — друг Аллаха». Однако, говоря обо всех разногласиях, необходимо подчеркнуть, что согласно исламской традиции разделение на суннитов, шиитов, суфиев и других не играет большой роли, все они — мусульмане.
Отметим лишь, что сам четвертый праведный халиф Али бен Абу Талиб не имел никакого отношения к созданию всех легенд и сказаний о нем, не говоря уже о толкованиях текстов Корана.
В последующие столетия период правления первых четырех халифов считали «золотым веком» ислама, когда процветали изначальные мусульманские добродетели, а самим этим халифам присвоили титул ар-рашидун — «идущие правым путем», чтобы отличить от тех, кто пришел к власти после них и далеко не всегда мог заслужить у современников и потомков добрую славу.
Автор: О.Бибикова.