Ганеша и святыни Непала. Часть третья.
В один из дней моего путешествия в мир непальских богов я понял, что дальнейшее расширение знакомства с ними грозит окончательно запутать в памяти несколько дюжин трудных имен и что оставшиеся 329 миллионов с гаком небожителей лучше оставить на следующий приезд. Но эти планы неожиданно нарушила… одна непальская девушка. Оказалось, что в своих странствиях я пропустил самую интересную богиню, притом не каменную или бронзовую, а живую и очаровательную — юную богиню Кумари, живущую в самом центре Катманду, на площади Дурбар, во дворце, специально для нее построенном в середине XVIII века королем Маллой. Культ богини Кумари, Непорочной богини, весьма древен. Ее выбирают по всей стране по особым признакам из четырех-пятилетних красивых девочек и поселяют во дворец, где она время от времени показывает свое личико в одном из резных оконцев, выходящих во внутренний двор.
Туда допускаются посетители, желающие лицезреть живую богиню. При этом она не должна произносить ни слова или улыбаться. Категорически запрещено фотографировать, и за этим внимательно следит охрана. Нарушителя ожидают засветка пленки, конфискация аппаратуры и высылка из страны (приходят в основном иностранные туристы) без надежды на получение въездной визы в будущем. Исключения из правил не делают даже для правительственных делегаций. Фотографировать богиню можно лишь один день в году, во время Весеннего фестиваля в честь Кумари, когда она покидает свой дворец-темницу и выезжает в карете в город. Зато вокруг продаются открытки с ее изображением.
Не без волнения я отправился во дворец на свидание с богиней. Долгое ожидание было вознаграждено: в оконце, резной портретной рамой обрамившей прелестное личико, на несколько мгновений возникла Кумари. Я заглянул ей в глаза и мне почудилось, что она на миг задержала взгляд и ответила мне чуть заметной грустной улыбкой. Одиннадцатилетняя девушка безвыходно провела свое детство в одиноком затворничестве, лишенная игр и подруг, а скоро, при первых признаках наступающей зрелости, ей найдут замену, а бедная богиня покинет дворец и вернется под родительский кров без права на личную жизнь и замужество.
Живая богиня исчезла, растворилась, как хрупкое видение, заронив восхищение и грусть. Простым смертным дорого приходится платить за право стать богом.
Я прощался с Непалом. Современный — камень, стекло и пластик — интерьер аэропорта Катманду был расцвечен шафранными туниками буддийских монахов, улетавших на какую-то конференцию в Европу. В ожидании своего рейса я скользил взглядом по пестрой туристской толпе, по гладкому, разбитому на квадраты черному полу. Какая-то букашка, лежа на спине, беспомощно перебирала в воздухе лапками, силясь перевернуться. Кто-то из непальцев заботливо поддел ее посадочным талоном и бережно понес к окну. В этом заоблачном королевстве чтут не только богов. Любой росток жизни тут свят и достоин поклонения.
Автор: неизвестный путешественник.