Где живут потомки Ноя
Где находятся остатки (или хотя бы следы) Ноева ковчега? Многие сходятся на том, что древнее судно следует искать на вершинах Кавказа, на горе Арарат. А вот сирийцы утверждают, что Ной спасся от разбушевавшегося моря и вышел на земную твердь в окрестностях нынешнего Дамаска, на одной из крутых гор которые зубчатой грядой протянулись к северу от города, возвышаясь над уровнем моря почти на две тысячи метров.
Сейчас здесь, в полусотне километров от сирийской столицы, в горах над живописной долиной плотными неровными ярусами прилепились к скалистому склону домики деревни Маалюля. Мне довелось побывать там, и могу сказать, что эти места производят удивительное впечатление. Огромные камни застыли на склоне, нависая над крышами зданий, которые возвышаются уступами друг над другом, связанные тонкими ниточками тропинок и кривых улочек. Чуть выше в скалах чернеют входы в пещеры — следы древнейших обитателей этих мест.
Кем были эти древние люди? Жители деревни убеждены, что все ветхозаветные истории происходили на их земле, что именно здесь обосновался Сим, сын Ноя, положивший начало всей семитской расе. Когда подъезжаешь к Маалюле, испытываешь такое чувство что именно здесь был рай земной и вот-вот из-за густых зарослей тамариска и олеандров или из-под зеленой кроны фигового дерева (инжира) выйдут Адам и Ева и поведают печальную историю о своем грехопадении.
Сюда, в этот глухой горный край, бежали когда-то первые христиане Сирии. Преследуемые жестоким римским императором Диоклетианом, они находили приют в пещерах ревностно оберегая свою веру. В горной долине выросла деревушка, а затем поднялись и храмы. Даже язык здесь сохранился именно тот на котором говорил Иисус Христос. Жители Маалюли и двух близлежащих деревень говорят на арамейском языке, который произошел от языка Древней Ассирии. В наши дни это — практически мертвый язык, лишь население трех деревушек (около 2500 человек) свято хранит его и использует в повседневной жизни, передавая из поколения в поколение. А еще язык Христа можно услышать в мужском монастыре святого Сергия. Гостеприимный настоятель, преподобный отец Мишель Зрури, включает для паломников магнитофонную запись арамейской речи с комментариями на любом из основных языков мира (в том числе на русском).
Приземистый синекупольный монастырь воздвигнут в византийскую эпоху на высокой горе, на месте одной из первых христианских часовен в честь казненных в IV веке легионеров Сергия и Бахуса, которые проповедовали христианскую веру в римской армии. Оба они канонизированы как святые великомученики. От древней часовни сохранилась дверь, которой, по словам отца Мишеля, около девятнадцати веков. Дверь стоит в углу маленькой лавочки, где продают освященные кресты и цепочки, а также предметы из дерева и камня, сделанные монахами.
Внутри монастыря хорошо сохранились фрески и вход в алтарь IV века, а также копия чтимой иконы Богоматери. Икона, по преданию, была исполнена святым евангелистом Лукой.
На прощание преподобный отец угощает гостей превосходным монастырским вином, разлитым по серебряным чарочкам, и советует посетить обитель святой Теклии, куда можно спуститься по узкому прохладному ущелью, которое начинается от стен монастыря святого Сергия.
Как повествует предание, Теклия (или Фекла), ученица святого апостола Павла, была вынуждена спасаться от гнева своего отца-язычника и его солдат. Она добежала до подножия горы. Непреодолимое препятствие преграждало путь к спасению. Теклия простерла руки к небу и стала молить Бога о помощи. И произошло чудо — гора, некогда приютившая Ноев ковчег, расступилась и девушка скрылась в образовавшуюся щель. Щель эта сохранилась (сейчас в ней течет горный ручей). Она действительно очень узка и глубока: в некоторых местах можно дотронуться руками сразу до обеих стен, временами приходится низко наклонять голову, чтобы пройти через этот каменный коридор. Потом стены вдруг разбегаются, но на всем почти двухсотметровом пути вас не оставляет чувство, что земля вздрогнет и скалы опять сомкнутся.
В честь своего спасения Теклия основала церковь, на месте которой затем возник монастырь ее имени. Это — красивое здание, как бы выросшее из скалы. Желтый цвет квадратных плит кладки гармонирует с естественным светло-коричневым фоном гор. В скалистом гроте над монастырем, где почти два тысячелетия назад молилась Теклия, теперь покоятся останки святой.
В маленькой часовне полумрак. Старая монахиня зажигает лампадку перед почерневшей от времени иконой с изображением Теклии и предлагает ватку, смоченную «чудодейственным маслом» из горящей лампады. Со стен прохладного грота стекают капли воды, в чудотворное действие которой свято верят приходящие сюда жители Маалюли. Капли воды звучно падают в тишине в мраморную чашу на подставке, установленную в нише у входа в часовню, — как слезы многострадальной Текли. Здешние христиане считают ее своей покровительницей и верят, что благодаря ей им удается избегать несчастий, столь часто посещавших землю Сирии. Может быть, они и правы: ведь, если верить преданию, это поистине святая земля — колыбель человечества, возрожденного после потопа.
Автор: В. Щенников.