Гуру и его ученик
«Брахмана», «Упанишады», «Дхарма» … Религиозная история Индии обозначена, как будто вехами, этими великими текстами, которые заложили в древнейшие времена отношения «учитель-ученик». Духовный учитель на языке санскрит — «гуру». Этот термин означает, прежде всего, «тяжелый» в смысле морального превосходства родителей против их детей или старшего ребенка против младшего. Отсюда — религиозный обиход этого слова.
Гуру в духовном смысле не тот, кто учит мыслить, он — учитель жизни, модель для подражания в силу ее «веса». Перед лицом этой духовной мощи личность ученика становится под вопросом — такова главная ставка этих отношений. Доброжелательность учителя и уязвимость ученика — это два полюса этого поиска, испытывающего самые сокровенные силы защиты ученика, но открывающие ему не только личное спасение, но и перспективу освобождения (мокша).
Жизнь рядом с учителем играет определяющую роль. Вера в учителя (сраддха) и его пример становятся легче благодаря почти семейной жизни, которую ведет ученик в его присутствии в ашраме — месте, где пытаются достичь духовного раскрепощения.
Если освобождение является конечным смыслом поиска ученика, то гуру, как пишет религиозный автор Вивекананда, является живой метафорой. «Гуру — это сияющая маска, которую надевает Бог, чтобы прийти к нам. Когда мы задерживаем свой взгляд на нем, понемногу маска спадает, и тогда себя проявляет Бог». Встреча ученика с гуру выходит за рамки какого-то направления сознания. Освобождение, воплощением которого является учитель, включает в себя очистку от любой формы владения, отделение одновременно от «я» и от мира, чтобы достичь собственно бытия.
Как это имеет место и в других духовных традициях, в фигуре индуистского гуру мы находим три главные функции, помогающие достичь цели. Передатчик знания, он вписывает ученика в колективною традицию, в память общины. Это наиболее внешняя, древняя традиция. Духовный предводитель, он инициирует ученика к углублению, указывая ему на «пути», защищая его от опасностей поисков. Как посредник, медиатор, — и это его самая главная функция — он делится своим собственным опытом, чтобы способствовать духовному пробуждению ученика.
Поэтому, чтобы достичь этого, ученик должен быть тесно связанным с жизнью гуру, принимать в ней участие; по формуле поэта Абхинавагупта: «Это одно и то же сознание, спрашивает в лице ученика и отвечает в лице учителя». Есть разные способы передавать опыт. Прямой от духа к духу или от сердца к сердцу, как зажигают свечу от свечи. Физический: прикосновением, голосом, дыханием, даже пожатием. Что бы там ни было, ученик должен оставаться уязвимым и доверяться учителю.
Большинство гуру доброжелательно принимают будущих учеников, несмотря на касту, пол, национальность, даже религию. Такое хорошее отношение объясняется самой природой духовного опыта, который преподносит гуру над внешними правилами. Кроме тантрического влияния, источник этого состояния духа содержится, возможно, в определенном симбиозе ислама и индуизма.
Автор: Дима С. Уэйне.
P. S. В целом духовное ученичество у Гуру во многом отличается от ученичества в нашем привычном классическом, академическом ключе. Например, в академическом ученичестве обязательно есть какая-то система оценивания, проверки знаний ученика, будь-то экзамены, тесты или даже комплексное ЕГЭ, имеющие большое влияние на дальнейшую судьбу школьников. Ведь неспроста появились многие репетиторские курсы по подготовке к этому самому ЕГЭ, скажем, центр подготовки к ЕГЭ «Пять из пяти» www.5iz5.ru. Что же касается ученичества духовного, то единственной оценкой правильности усвоения материала будет сама жизнь и внутреннее состояние ученика, гармония его духа – вот та оценка на отлично или как там сегодня оценивают в школах.