Христианские демоны Нила. Продолжение.
В коптском Египте был некогда распространен культ святых всадников — Сисииия, Феодора, Деметрия, Меркурия и Георгия. Каждому из них поклонялись как противнику Сатаны. Согласно легенде, святой Сисиний казнил свою сестру Алабастрию за то, что она была колдуньей и, превратившись в летучую мышь, высасывала кровь у младенцев. На росписи из египетского монастыри Бауит всадник Сисиний копьем пронзает женщину, лежащую у ног его коня. Примечательно, что около Алабастрии, среди атрибутов магических обрядов, находится и фигура крокодила. В христианстве этот сюжет разрабатывался на многочисленных скульптурных и живописных изображениях схватки святого Георгия с драконом. К этой же идее борьбы со злом восходят горельефы на капителях и архивольтах порталов средневековых храмов южной Франции: вооруженные герои топчут драконов и демонов.
Средневековые алхимики считали, что крокодилы питаются рассеянным в воздухе, дожде и росе «вселенским духом». Исходя из того, что он будто бы способствовал получению «философского камня».
Если крокодил-злодей прижился у коптов, то с лягушкой-жабой дело обстояло сложнее. В Ветхом завете о ней упоминается в связи со второй казнью египетской, когда по желанию Аарона из Нила вышли жабы и покрыли весь Египет. В Талмуде описан союз жабы и змеи, в результате которого родилась гидра. Вероятно, поэтому лягушку запрещали есть, хотя трогать ее разрешалось.
По-иному относились к лягушке в Древнем Египте, где она была символом плодородия, богатого урожая, обновления жизни и даже воскрешения. Египтяне давно заметили способность лягушки впадать в зимнюю спячку, во время которой она как бы умирает. Весеннее ее пробуждение воспринималось как воскрешение. Кроме того, египтяне знали удивительную способность лягушки в какой-то степени восстанавливать утраченные конечности. Эти свойства организма земноводного выделяли лягушку из среды других представителей фауны Египта и способствовали как ее почитанию, так и связанным с ними суеверными представлениями.
В Гермополе и Антинополисе поклонялись лягушкообразной богине Хекат, будто бы способной оживлять людей. Люди верили в то, что она в роли акушерки участвует при рождении каждого фараона. В Гермополе, кроме Хекат, почитали еще четыре пары богов, олицетворяющих материальный мир стихии. Богинь в этих парах изображали с головами змей, а богов — с головами лягушек. Поздние тексты (IV—I века до н. э.) сообщают, что именно эти божества создали Вселенную. Так лягушка приобрела космическую значимость и стала символом возникновения жизни. (Уж, по крайней мере, египетская мифическая лягушка точно знала ответы на многие тайны египетской истории, например, кем строились пирамиды в Египте, что мы до сих пор точно и не знаем).
В Британском музее хранится амулет из зеленого камня (зеленый цвет в Египте всегда символизировал жизнь), на котором изображены фигуры соколоподобных и лягушкоподобных богов. Здесь же вырезаны такие слова: «Здравствуй, отец мира. Здравствуй, бог в трех ипостасях». Как видите, здесь прямая аналогия с более поздней христианской религией.
Копты восприняли лягушку как символ воскрешения из мертвых. Именно в таком истолковании образ земноводного вырезали на светильниках, так как воскрешение ассоциировалось с пребыванием в царстве Божественного света. Терракотовую лампу из Каирского музея украшает изображение огромной лягушки. В мощных, широко расставленных лапах она держит равноконечные кресты. Такие же кресты видны по ее бокам и около глаз. Край лампы занимают крестики несколько меньшего размера. В средние века, во времена господства христианской церкви, в разгар борьбы духовенства с дьяволами, ведьмами, лягушку сделали их спутницей, отождествив ее с нечистой силой.
В XIII веке папа Григорий IX клеймил немецких крестьян из Штединга, которые заключили союз с Сатаной, принявшим облик громадной жабы. Под влиянием суеверной фантазии христианских пастырей возникает множество предрассудков, по которым лягушка занимает важное место в жизни колдуний и ведьм. Крестьяне толковали ночные кошмары, связанные с ощущением удушья и давления на грудь, с приходом гигантской жабы, которая охватывает лапами грудь человека и душит его. Чтобы избавиться от таких сновидений, рекомендовалось поймать лягушку и приколоть ее вилами к стене дома. (А еще в народных представлениях лягушку связали с завистью, ведь выражение «жаба душит», когда кто-то кому-то сильно завидует, знакомый многим, не так ли?)
Уже давно никто не видит в бегемоте, крокодиле и лягушке носителей сверхъестественных сил — ни злых и опасных, ни добрых и полезных. Тауэрис, Себек и Хекат безвозвратно ушли в прошлое, как и многие другие божки и божества. Бегемотов, крокодилов во многих странах охраняют законом — люди стремятся исправить свои ошибки и сохранить эти виды животных, которым грозит вымирание. А во дворе Парижского университета стоит необычный памятник лягушке — так благодарные ученые почтили ее участие как объекта биологических исследований в развитии современной медицины и физиологии.
Автор: М. Касперавичюс.