Иоанн Павел II – великий Папа. Часть вторая.
За время пребывания на Западе Кароль Войтыла посетил главные католические университеты Франции, Бельгии, Голландии. У него формируются стабильный интерес к мировой культуре и способность к ее восприятию и усвоению. Первую диссертацию он написал о Хуане Сайта Крусе, докторскую — о немецком феноменологе Максе Шеллере. Путешествия по Западной Европе дали возможность будущему Папе познакомиться с наиболее перспективными, а в дальнейшем и влиятельными молодыми богословами и церковными деятелями, познакомиться с основными течениями в церковной жизни Запада. Консервативный польский кардинал сделал все возможное для расширения кругозора своего будущего преемника. За годы пребывания за границей Войтыла устанавливает близкие связи с представителями казалось бы совершенно разных католических движений: в Риме он частенько обедал с создателем и главой полуконспиративной и влиятельнейшей в будущем католической организацией «Опус Деи» Эскрива Балагером (1902— 1975).
В Париже он познакомился с секретарем французской молодежной католической организации Jeunesse, М. Ойлемброком. Тогда же в Италии он услышал из уст популярного в народе францисканского священника о. Пио предсказание о своей необыкновенной карьере.
Подготовка к будущей церковной карьере не закончилась на защите диссертации. Любопытно, защитивший свою диссертацию в Ангеликуме, К. Войтыла диплома не получил. У него не оказалось средств на оплату публикации диссертации: согласно средневековой традиции, при бесплатном обучении студент должен был оплачивать стоимость диплома. Пришлось вернуться на родину и защищать диссертацию вновь. Новый научный руководитель рекомендовал доработать диссертацию, а в своей положительной рецензии не упустил возможности указать молодому автору на недостатки. «Анализ демонстрирует проницательный и очень основательный ум автора — отмечает профессор В. Викер — столь основательный, что читатель неоднократно теряется в лесу подробностей… Латинский язык (на котором была написана диссертация) в принципе безупречный, терминология по преимуществу схоластическая. При анализе автор чрезмерно выступает диалектиком и мало филологом…» Эту особенность своего научного стиля Войтыла сохранит и в дальнейшем. Чтение его трудов будет восприниматься подчиненным ему духовенством как «наказание».
Профессор Викер оказал на своего подопечного значительное влияние. Возможно, что именно ему будущий Папа обязан обращению к таким необычным и по тем временам еще новаторским для теологии проблемам, как аборты, секс, алкоголизм, спортивная этика, по которым вслед за учителем выступит со своими статьями и книгами Войтыла. Его книга по сексуальной этике («Любовь и ответственность», 1960) была первым для католицизма богословским трудом на столь щекотливую тему в период начавшейся на Западе в конце 50-х годов «сексуальной революции».
В полемической по отношению к фрейдизму книге, в которой автор опирался не столько на богословские, сколько на научные и медицинские аргументы, он защищал традиционную для христианства позицию против абортов и применения противозачаточных средств. Когда в 1968 году на Западе началась пропагандистская кампания против энциклики Павла VI в защиту человеческой жизни, против абортов и противозачаточных средств (энциклика «Хумана вита»), К. Войтыла поддержит Папу как признанный Церковью авторитет, автор изданной на французском и итальянском языках книги. Некоторые историки полагают, что именно эта общность позиции Папы Павла VI и молодого кардинала по столь болезненной для общества проблеме положила начало новому этапу в карьере К. Войтылы.
У всех научных трудов будущего Папы одна характерная особенность — их прикладной характер. Все анализируемые им проблемы интересуют его только в связи с их социальной значимостью и их влиянием на Церковь. К их разрешению он подходит прежде всего как церковный политик, а не богослов. И ответ на поставленные вопросы он ищет не в рамках официальной католической философии или теологии, а на пути конструирования собственной системы с широким заимствованием необходимых элементов из различных некатолических и даже враждебных ему философских школ и традиций (в том числе и марксизма). Например, в своих великопостных проповедях во время говенья в 1976 году в Ватикане он, наряду с Фомой Аквинским и Блаженным Августином, цитировал К. Маркса, Л. Фейербаха, Ф. Ницше, М. Хайдеггера и В. Шекспира.
Видимо поэтому, несмотря на наличие у него почти 300 научных публикаций, в том числе нескольких книг, Иоанн Павел II для многих католических теологов остается лишь эклектиком и политиком. Папа сознавал это. По словам А. Фроссара, «к своим интеллектуальным способностям Папа относится с умеренным доверием».
Продолжение следует.
Автор: Б. А. Филиппов.