Китай: приземленная загробная жизнь

Китай: приземленная загробная жизнь

Будда

Китайская цивилизация никогда не придерживалась жесткого взгляда на загробную жизнь, хотя некоторые аспекты ее всегда сохранялись. Считалось, что боги существуют повсюду: они являются неотъемлемой частью земного мира, и если ими умело пользоваться, они могут помочь осуществить человеческие стремления к материальному благополучию. С другой стороны, в средиземноморских обществах боги (или единый Бог-Творец) являются трансцендентальными и живут за пределами Вселенной, которую мы ощущаем. Согласно другой китайской традиции человеческий дух делится на ряд высших духов, предназначенных для духовного будущего после смерти, и ряд внутренних, материальных духов, связанных с трупом и могилой.

Когда Китай в III веке до н.э.. объединился в империю, популярное ожидание жизни после смерти описывалась преимущественно в виде мрачного пребывания в источниках Желтой реки. Те, кто имел такую возможность, пытались избежать этой участи, погружаясь в безумные поиски бессмертия и отправляясь в мистическое путешествие под руководством даоского проповедника. Последователи Конфуция, с другой стороны, стремятся достичь состояния нравственной правды, необходимой для службы правителю. Они рассматривают бессмертие только как аллегорию ментальной чистоты.

Между III и VI веками н.э. введение буддизма революционизировало религиозный ландшафт. И разные религии начали адаптироваться друг к другу. Индуистская религия вскоре превратилась в китайскую после перевода писаний и после того, как ее усвоили местные веры и обычаи. Даосизм, со своей стороны, сделал существенные заимствования из буддизма. В то же время популярная религия, применялась ежедневно людьми всех социальных классов, она заимствовала из буддизма и даосизма пантеон богов-покровителей, а конфуцианство и дальше культивировало сыновнюю почтительность как модель всех добродетелей.

ПОТУСТОРОННИЕ СУДЫ

Где-то с IX столетия четко отличился образ будущего. Мужчину наделяли тремя душами или рядом душ. Женщины упоминались реже, но утверждалось, что они сохраняют свою женственность в грядущем мире.

Из трех душ, которыми одарены мужчины, «хан», или религиозная душа, остается связанной с надгробием на память об умерших на семейном алтаре и получает дань от потомков в виде пожертвований, курений и продовольствия. Земная душа, или «пьо», находится в могиле и также поддерживается потомками во время почестей в честь умерших. Третья душа испытывается несколькими судами в подземном мире, расположенном согласно распространенной традиции в Восточной Святой горе Тянь-Шаня (провинция Шаньдун).

В этом проявляется прагматизм китайской цивилизации. Потусторонние суды, хотя и буддийские по происхождению, структурированные и подобные имперским судам. Умерший фигурирует здесь как заключенный, осужденный за преступление. Но, как и в земном судопроизводстве, снисходительный приговор может быть куплен в потустороннем суде бумажными деньгами, которые будут передаваться семьей покойного.

Время, ожидаемое по ту сторону могилы, не вечно, а представляет собой переходный период между двумя земными эпизодами. Распространенным является период в три года, за исключением случаев особенно ужасных преступлений, предусматривающих, чтобы преступник горел дольше в адском огне. Обычно, особенно после того, как потомки своей сыновней набожностью способны заплатить цену за их спасение, умершие ожидают конец трехлетнего срока в чистилище, подобном земной среде, где они ранее находились. Все их потребности удовлетворяются набожными потомками, которые сжигают для них все виды предметов в виде бумаги: дом, мебель и деньги, а сейчас даже автомобиль и телевизор.

Сжигание бумажных предметов является стандартным способом перевести вещи в потусторонний мир. Казна ада тщательно рассчитывает бумажные деньги, которые направляются туда через огонь. В обмен на вещевое пожертвование своих детей и внуков после смерти покойник показывает им, что он является действующим хранителем-предком. Согласно буддийской теории переселения душ проводники будущего позволяют ему возвращение на землю, и он обычно перерождается в одного из собственной линии потомков соответствующего конфуцианской теории верховенства семьи.

Порядочная смерть считается та, где покойник оставляет достаточно потомков и собственности, чтобы прокормить членов семьи. Душу должны предварительно накормить мясом и рисом, чтобы она могла быть милосердной. Если духи голодные, они возвращаются на землю и бродят как призраки, имеют удовольствие от того, что навлекают несчастье. Есть много методов предотвращать их злое влияния, начиная от «стены духов», которая блокирует их вход в поселок, до фейерверков и зеркал, которые имеют целью отпугивать призраков, и даров в виде продовольствия. Праздники Духов приобретают популярность не только в Китае, но и во Вьетнаме, Японии и Кореи.

ИСКОННЫЕ БОГИ

Между IX и XIII веками попечительства этими злобными душами устраивается так, чтобы их насилие могло быть направлено на благо общины, чтущей их. Таким образом, они превращаются в охранников сверхъестественного хорошего строя и материального благосостояния специфической местности. Это извечное творение бесконечного пантеона богов-хранителей, большинство из которых стали жертвой насильственной смерти на войнах или в результате несчастных случаев, является ключевым феноменом, чья важность для китайских представлений о будущем по-настоящему оценивается лишь в последнее время. Это означает, что люди распространяют управление сверхъестественным, которое до этого сохранялось за специалистами по даосской или буддийской литургии, и вследствие этого начались двусторонние связи с божествами.

Если боги хотят жить, они должны быть действующими и защищать общество, которое предохраняет их (и которое они, в свою очередь, оберегают), от таких опасностей, как эпидемии, ограбления и наводнения, а также обеспечивать успех на экзаменах, лечении. Если они не действуют таким образом, то все их оставляют, и они возвращаются к разряду потерянных душ. Напротив, самые активные боги получают высшее признание в виде почетных знаний, которые могут повлечь их продвижение в дворянской иерархии, если они заслуживают этого.

Между X и XIII веками, когда прибрежные районы южного Китая достигли определенного процветания, боги рождались и путешествовали вместе с паломниками и торговцами. Во времена нашествий на северный Китай южан приветствовали горячее, чем даже воинственных богов или защитников.

С начала прошлого тысячелетия боги осуществляли жесткий контроль над всеми стратегическими пунктами. В городах исключительно важным был бог рвов и стен. В домах приобретали веса боги печей, порогов и свалок. Многотиражные цветные новогодние картинки, где боги изображаются в благопристойных сценах, встречаются в каждом доме, и их обновляют ежегодно.

НЕБО ШКАПЫ-ИМПЕРАТОРА

Появление всех типов богов в течение II тысячелетия революционизировало понятие о загробной жизни, которое было смягчено и гуманизировано, особенно когда с XIV века начала расти важность женских богов. Это понятие предусматривало также замену адоподобной загробной жизни с ее насилием и бюрократией божественным потусторонним с королевским-императорским судом, где председательствует старый бог древней мифологии Шкапа-Император.

Впрочем, мелкие местные боги расположились ближе к повседневной жизни, принимая на себя охрану домов, поселков, городов. Когда бог печи, самое главное домашнее божество, делает подробный отчет накануне прихода лунного года о поведении в течение прошлого года всех членов семьи, которые кормили его и за которыми он ухаживал, он не спускается в ад, а взлетает до небес, на суд Шкапы-Императора.

По меньшей мере, с VI века фигурирует царство небесное двух устоявшихся религий (те, в которых литургии правят религиозные специалисты, в противовес популярным религиям). Даосское небо с центром на горе Тянь-Шаня, Святой горе, содержащий вход в ад, населенно бессмертными, волшебными и неуловимыми существами.

«Их кожа свежая, как хрустящий снег, они хрупкие и скромные, как девственники. Они не едят зерна, но дышат ветром и пьют росу. Они поднимаются вверх, достигая облаков и ветра, и летят верхом на гигантских драконах за четыре океана (т.е. необитаемые миры) ». Все даосы, которые исповедуют аскетизм и которые отказываются от мирских забот, которые постятся и употребляют горные растения, стремятся, таким образом, перейти к бессмертию.

Буддизм признает два вида небес. Одни — мессианские и апокалиптические — есть будущее мира, возглавляемого Буддой Майтрей, надежды которого вдохновляются идеологией бесчисленных народных волнений на протяжении всей истории. Вторые — небеса, которые признают спасение, — Чистая Земля, расположенная на Западе и украшенная цветущим лотосом и самоцветами, которую Будда Амитхаба открыл всем верным мужчинам (женщины исключаются), обратившимся с искренней молитвой к нему.

Однако этот зачарованный, окончательный рай был лишен серьезных корней в китайском обществе вследствие сопротивления со стороны местных верующих. Представление о неоспоримом спасении, положило конец повторному перевоплощению, оскорбило чувства преданных сыновей, поклонявшихся перед душами своих родителей в могилах, и чувства семей, с помощью перевоплощения стремящихся увековечить себя в будущих поколениях.

Автор: Франсуа Обин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

UA TOP Bloggers