Кто такие копты
Потомки коренного доарабского населения Египта, последователи одной из древнейших христианских церквей — монофизитской, копты сегодня составляют примерно десятую часть жителей страны. Они долгое время сохраняли собственный язык и донесли до наших дней многое из духовных сокровищ великой древней цивилизации.
По преданию, основателем коптской церкви считается евангелист Марк, который якобы проповедовал в Александрии в царствование Нерона (середина I в.), был схвачен язычниками и подвергнут мучительной казни. К IV веку в Египте уже действовали многочисленные храмы и монастыри; только в Файюмском оазисе насчитывалось 10 тысяч монахов, а в Вади-эн-Натрун — 5 тысяч.
Коптские епископы не подписались под решениями Халкидонского собора (451), осудившего александрийского патриарха Диоскора — последователя константинопольского архимандрита Евтихия, который учил, что Христу присуща только одна природа — Божественная, а не две — Божественная и человеческая, как утверждали тогдашние христианские богословы. Взгляды Евтихия были объявлены монофизитской ересью (от греч. «монос» — один и «физис» — природа). По возвращении с собора египетские епископы избрали патриархом монофизита Тимофея Элура, а патриарха Протерия, присланного из Константинополя, подвергли в 457 году жестоким истязаниям и убили.
С тех пор коптская монофизитская церковь совершенно обособилась от «вселенской». Резиденцией коптского патриарха была сначала Александрия, а начиная с XI века — Каир. Сейчас коптскую церковь возглавляет Шенуда III. Кроме 25 епархий в самом Египте в ее ведении находятся митрополии в Иерусалиме, Хартуме и Омдурмане и 12 епископств, главным образом в странах Африки.
Как и в других ортодоксальных христианских конфессиях (православие, католицизм), в коптской церкви — принадлежащей, подобно эфиопской и армяно-григорианской, к монофизитскому направлению христианства, — существует культ святых и блаженных, почитание икон и мощей, соблюдаются семь таинств (крещение, причащение и др.), действует институт духовенства, в том числе монашества. Крестятся копты слева направо указательным пальцем.
Есть у коптской церкви и ряд особенностей. Внутренность ее храмов, например, отчасти напоминает убранство мечетей: здесь можно видеть ажурные перегородки, ковры. Молящиеся должны снимать обувь у входа, но оставаться с покрытой головой. Прихожане и прихожанки разделены перегородкой. Богослужение ведется главным образом на арабском языке, хотя цитаты из Библии зачитываются сначала по-коптски и лишь затем переводятся на арабский. Как и приверженцы другой монофизитской церкви — эфиопской, копты не едят свинину, практикуют обрезание, празднуют субботу и, подобно раннехристианским общинам, соблюдают еще некоторые предписания иудаизма.
Коптский храм.
Как уже говорилось, после Халкидонского собора коптская (александрийская) церковь противопоставила себя «вселенской» (византийской), которая была государственной и пользовалась поддержкой императорской власти. Между ними началась борьба, принявшая затяжной характер. И хотя внешне она сводилась к отпору гонителям монофизитства, по сути стала формой национально-освободительной борьбы, которая ослабила византийское господство в Египте и облегчила завоевание страны арабами (640).
В арабском халифате копты (как и другие христиане) не преследовались властями, но они должны были платить специальный налог (джизью). Это экономическое принуждение вызвало ряд восстаний коптов (725, 739 и 750 гг.). К тому же в исламском Египте они часто становились жертвами религиозно-общинной розни. После его захвата Османской империей (1517) многие копты были обращены в ислам и немало церквей перестроено в мечети. Тогда же произошла социальная изоляция коптов: в городах они селились в отдельных кварталах, а в сельской местности образовывали монолитные деревни-общины.
Проникновение европейцев в Египет, особенно британская оккупация (1882), привело к определенному подъему тамошних христианских общин. Отчасти это объясняется тем, что англичане искали союза с коптами в своекорыстных, колониалистских целях. Коптской верхушке такой союз тоже был выгоден: культивируемые оккупантами-христианами капиталистические отношения позволили богачам-коптам занять командные посты в экономике страны.
Но если христианские купцы, предприниматели, крупные землевладельцы, связанные с иностранным капиталом, сотрудничали с колонизаторами, то широкие массы коптского населения активно участвовали в египетском патриотическом движении и поддерживали буржуазно-либеральную партию национального освобождения — Вафд (основана в 1918 г.), одним из лидеров которой стал копт М. Обейд-паша.
Постепенно коптская верхушка в Египте завладела командными позициями в сфере торговли и финансов, а позднее — в промышленности и транспорте. Издавна богатые представители этой этническо-религиозной общины занимались ростовщичеством, откупали у казны сбор налогов. Они неплохо продвигались на государственной службе. Еще в начале прошлого века, отмечает египетский исследователь А. Шалаби, копты, составляя не более десятой части населения, занимали 45 процентов чиновничьих должностей. Велика их прослойка и среди лиц свободных профессий. Так, среди адвокатов 35 процентов коптов, среди фармацевтов — 65, врачей — 40 процентов. В наши дни, по данным А. Шалаби, на долю коптов приходится почти треть национального дохода.
В социальном плане коптская община далеко не монолитна. Большинство ее до сих пор составляют крестьяне. Они живут в долине Нила этнически однородными деревнями. В основном коптами населены и такие города, как Луксор, Абу-Куркас, Манхари, Ахмим; немало их и в Эль-Минье, Асьюте, Сохаге, а также в некоторых районах Каира и Александрии, хотя здесь они уже в меньшинстве.
Для коптов, как и для египетских христиан в целом, характерен более высокий уровень грамотности и технической подготовки, чем у мусульман. Еще до революции 1952 года в коптских кругах были довольно широко распространены реформистские и патриотические настроения, поощрявшиеся церковью. Копты, например, играли заметную роль в либеральном вафдистском движении. В частности, среди 30 членов известной комиссии по подготовке египетской конституции 1923 года пятеро были коптами, в их числе александрийский епископ.
Автор: А. Соловьев.