Лестница в небо — архитектура буддийских храмов
У большинства людей буддийская архитектура на Дальнем Востоке ассоциируется с ее типичным элементом — пагодой, то есть величественным ярусным сооружением с выступающей изогнутой крышей на каждом уровне. В народном воображении пагоды — это неотъемлемый признак города и пригородного пейзажа, но чаще всего их можно встретить в отдаленных горных местностях, особенно пригодных для молчаливого сосредоточения, для размышлений и уединения, характерных для буддийской традиции.
В Китае, Корее и Японии пагода возвышается над кучкой зданий, окруженных забором с большими воротами, что производит впечатление огражденного города. Этот комплекс зданий образован из храмов и монастыря, поскольку буддийскими храмами пользуются и монахи, постоянно там живущие, и миряне, в отличие от христианского Запада, где существует разделение между соборами и церквями, которые строятся в людном месте, и монастырями, расположенными в уединенных местностях.
Комплекс «храм-монастырь» формировался в течение длительного периода развития. При раннем буддизме культовых требований придерживались исключительно в пределах монашеских общин. И хотя именно в Индии, колыбели буддизма, монахи и миряне стали впервые совместно пользоваться гостеприимством священных монастырских центров, храм-монастырь и в дальнейшем имел свое полное самовыражение в самых отдаленных уголках буддийского мира, особенно в имперских владениях династии Тан в VII и VIII веках в Китае.
МОГИЛЬНЫЙ КУРГАН И МОНАШЕСКИЕ КЕЛЬИ
Первым буддийским памятником стал могильный курган с мощами духовного пастыря Гаутамы Будды («Просветленного»), который жил в V веке до нашей эры в северной Индии. Символизируя Вселенную, холм или ступа, представляла собой полусферический курган, где на вершине был установлен шпиль, а вокруг построено кругообразное ограждение с воротами на все четыре стороны света. Венчали центральную башню несколько дисков, каждый из которых был знаком соответствующих небесных сфер потустороннего мира. Впоследствии ступы получили коническую или пирамидальную форму с четырьмя гранями. А еще позже в Китае стали возводить башнеобразные ступы, которые постепенно превратились в пагоды.
Первые буддийские общины не имели ни помещений для медитации, ни постоянных домов. Монахи вели жизнь странствующих проповедников, отказавшись от материальных благ, добывали себе пищу попрошайничеством, как их великий Учитель и другие традиционные священники в Индии.
Первые места для коллективных богослужений религиозных ритуалов появились у буддистов во втором и первом веках до нашей эры, когда монахи западной Индии начали для этих целей приспосабливать пещеры. Видимо, это объясняется тем, что монахи имели привычку использовать пещеры для своих медитаций во время сезона дождей, так как путешествовать тогда было невозможно.
Подобного рода «архитектура», которая наполовину была творением природы, оказалась такой популярной, что пещерные святилища продолжали использовать в буддийском мире, особенно в Центральной Азии и Китае, наравне с отдельно построенными храмами. В некоторых случаях, как, например, в Дуньхуа, в китайской провинции Ганьсу, перед входом в пещеры строили деревянный фасад или из камня высекали что-то вроде деревянной конструкции.
В культовой буддийской архитектуре сложились, следовательно, две разновидности зданий — помещение для медитаций, которое возникло на смену монастырской келье, и ступа, или сооружение для хранения реликвий. Сначала эти две разновидности четко отличались друг от друга, но уже через три — четыре века после смерти Будды, когда строили храмы в Карле и Бхай в западной Индии, они слились в одно целое.
ХРАМ И РЕЛИГИОЗНАЯ ОБРЯДНОСТЬ
Буддизм исторически был основан жизнью своего основателя, и в этом заключается ключевой момент этого вероучения. Жизнь и труд мудрого Гаутамы сделались изначально главным символом веры, а путь, указанный им, стал духовной тропой для его последователей. Неудивительно, что первым буддийским памятником должен стать могильный курган, то есть гробница, которую представляла собой ступа. Она лучше, чем любой другой знак, указывала на связь Будды с историей.
Впоследствии архитектура начала задавать себе долгосрочную цель, стремясь удовлетворить потребности все большего числа людей, совместно выполняющих ритуалы единого для всех богослужения. Раскол, который произошел в первом веке между теми, кто остался верен монастырской ортодоксальности (хинаяна, или «Малая колесница»), и реформаторами, которые выступали за более широкое приобщение населения к духовным занятиям (махаяна, или «Большая колесница»), сказался на культовой архитектуре. Размеры молитвенных помещений были увеличены, чтобы там могли разместиться ученики и последователи Будды, и, что очень важно, вокруг изображения Будды появился пантеон бодхисаттв, которым поклонялись массы.
СКАЛЬНЫЕ ГРОБНИЦЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Две разновидности культовой архитектуры — святилище в виде пещеры, вырубленной в скальной поверхности горы, и загражденное место, на котором расположены храмы, монастырь и ступа, — сформировались в оазисах «Шелкового пути» в китайском Туркестане, превратившимся в центр буддийской культуры после падения буддизма в Индии.
Гробницы в скале наподобие тех, что в Юнкан в китайской провинции Шаньси, часто называют «пещерами тысячи Будд» (определение, указывающее на их отличие от храмов в узком смысле слова), имея в виду ряды каменных Будд, отчеканенных на склонах обрывов. Вид пещер отразил заметную трансформацию архитектурного стиля в период активной религиозной деятельности, продолжавшейся от V до VIII или IX века. Древнейшие сооружения с прадаксиною (дорожкой для обхода) вокруг обожаемой ступы несут на себе печать влияния ранних буддийских верований из Индии.
В Центральной Азии ступа представляет собой четырехугольный столб, каждая плоскость которого может быть украшена скульптурным изображением Будды, часто в окружении спутников. Такие ступы являются образцом начатого еще в Древней Индии сообщения памятника-символа и культового изображения. В то же время стены пещер постепенно покрывались рисунками, воспроизводившими различные сцены из жизни Будды.
Ступ в виде столба с обходной дорожкой уже нет в пещерных центрально-азиатских святилищах, построенных в VII и VIII веках, и это свидетельствует об изменении в религиозной обрядности. В нише, выдолбленной в стене дальнего угла пещеры, напротив входа, вырезали алтарь с несколькими статуэтками. Новый подход способствовал разнообразию монументальной скульптуры — Будду теперь уже изображали в роли проповедника, окруженного группой респектабельных лиц (выдающихся монахов, бодхисаттв, богоподобных царей, воинов). Как правило, это было большое собрание окрашенных скульптур.
Исчезновение обходной дорожки привело к уменьшению количества изображений различных сцен из жизни Будды, которыми могли любоваться правоверные во время ритуального похода вокруг ступы. Благочестивые прихожане смотрели на Будду как на божество общечеловеческого масштаба. Доброжелательные черты его лица предоставлены многими удивительными статуями, которые уверенно и удобно размещались на достаточно большой площади. С подробностями изображался вид того мира, где верующие надеялись обрести второе рождение, а поэтому каждая стена пещеры была украшена гигантскими мистическими композициями, каждая из которых создавалась как самостоятельное произведение.
ХРАМ-МОНАСТЫРЬ КАК ОБРАЗЕЦ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ
Хотя в оформлении пещер-гробниц просматривается стремление воссоздать столбы, балки, консоли и другие элементы деревянных зданий, они не могли сравниться с изысканной архитектурой отдельно построенного храма, этого гармоничного комплекса святилищ и других достопримечательностей. Известно, что такие отдельно построенные храмы существовали в городах-оазисах Куча, Хотан и Тумчук в Центральной Азии, но именно в Китае храмовая конструкция достигла такого уровня стилевой завершенности и такой силы в передаче религиозного идеала, что она была заимствована Кореей и Японией как классический образец.
Древние китайские предписания, по которым определялась символика пространства, оказали свое влияние на архитектуру буддийского храма. Представление о центре и четырех сторонах света легло в основу расположения алтарей вдоль оси север — юг и четырех ворот храмовой ограды. Этот символический план без конца повторяется в соотношении различных элементов и воспроизводится также вертикальной надстройкой, которая символизирует землю внизу и небесный свод вверху. Рольф А. Стейн писал: «Было ли это значение первоначально в ней заложено, или нет, ступа стала соответствующим образом ориентированной башней с квадратным или восьмиугольным фундаментом, на которую можно подняться по спирали, словно проходя разные уровни небес».
Автор: Жан Жие.