Немного об Иуде
После казни Иисуса, полагаемого Христом, и образования первых христианских сообществ в Палестине, в Сирии, в Малой Азии, в Египте, а затем в Риме и в Греции вокруг истолкования жизни, проповеднической деятельности Иисуса развернулась острая полемика. Следы этой полемики сохранились не только в апокрифах, но и в канонических христианских книгах. Каноническими Евангелиями Церковь признала Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Но и в них сохранились следы идейной борьбы, сопровождавшей историю становления христианства.
Чтобы выявить смысл противоречий, встречающихся даже в канонических Евангелиях, можно воспользоваться методом известного литературоведа М. М. Бахтина. Именно он обратил внимание на то, что любое словесное обращение или текст можно рассматривать как некоторое полемическое звено в цепи более широкого речевого общения. Ведь адекватное понимание текста зависит от ряда предшествующих или одновременных словесных сообщений, о которых читатель может даже не догадываться, воспринимая изучаемое им произведение как единственное и не подозревая, что это сочинение может быть связанным отношениями идейного противоборства с другими, не известными ему сочинениями. Более того, словесное сообщение связано и с последующими звеньями речевого общения, которые в данный момент являются только потенциально возможными.
Сказанное особенно важно при изучении религиозных текстов, нередко внутренне надавленных против других версий, которые не только не упоминаются, но авторитарно изолируются. При этом читатель всецело полагается на основной религиозный текст, который входи в его сознание как догма.
Посмотрим, как скрытая полемика разворачивается в эпилоге евангельской истории об Иуде, чье имя давно стало нарицательном. Эпизод предательства Иисуса одним из его ближайших учеников — апостолом Иудой Искариотом,— насыщенный глубокими эмоциональными переживаниями, относится к наиболее драматическим событиям евангельской истории. Однако поступок Иуды не только ничем не мотивирован, но даже находится в явном противоречии с утверждениями всех четырех Евангелий о широкой известности Иисуса не только среди простого народа («народа земли»), но и среди «старцев», «архиереев» и «фарисеев». Ведь именно с ними Иисус неоднократно вступал в религиозно-нравственные споры. Это обстоятельство заставляет усомниться в необходимости опознания Его со стороны кого-то из учеников. Более того, этот эпизод настолько одиозен что по морально-нравственным соображениям евангелистам, казалось бы, следовало умолчать о нем. Проследим версии этого сюжета в канонических Евангелиях.
В Евангелиях от Матвея и от Марка их авторы (или редакторы?) подчеркнуто значимо сообщают о договоренности между движимым «сребролюбием» Иудой и «фарисеями», о том, что Иуда укажет им Иисуса, поцеловав Его. Очевидно, эта версия держит догматически важный мотив опознания Иисуса. Если призадуматься, то речь идет о некоторой знаковой идентификации. Но для Его ли ареста? Может быть, эта идентификация нужна для того, чтобы читатель был уверен, что арестован был именно Иисус? Зачем? Разве у читателя есть сомнения?
Автор Евангелия от Луки, которое отличается идейным единством и композиционной завершенностью, также придерживается версии «сребролюбия» Иуды. Отличается этот вариант тем, что автор утверждает, что опознание Иисуса совершалось ночью «без народа», чтобы избежать волнений.
Автор Евангелия от Ивана излагает существенно отличающие версии и предательства Иуды, и ареста Иисуса. Иуда указывает место, где Иисус собирал апостолов для тайных проповедей. По указанию Иуды «архиереи» и «фарисеи» являются туда с ярко горящими факелами. Но автор этого Евангелия не дает ни малейшего внимания предательскому поцелую. Напротив, увидев своих противников, Иисус сам выходит им навстречу с прямым вопросом: «Кого ищете». Ему отвечали: «Иисуса Назорея!» Сказал им: «Это Я». Услышав ответ, архиереи, стражники и фарисеи попятились назад и пали на землю». Тогда, продолжает четвертый евангелист, Иисус повторяет свой вопрос и, получив тот же ответ, вновь подтверждает: «Сказал вам, что это Я …если Меня ищете». I — оставьте их, пусть идут» (Инн. 18: 4—8).
Первое, что бросается в глаза в этой версии ареста Иисуса, — отсутствие упоминания о знаковой идентификации Иисуса с помощью поцелуя Иуды, которой представляет особый трагический апофеоз синоптической традиции, его кульминацию и драматический пик. В Евангелии от Иоанна дана более убедительная версия идентификации Иисуса, согласно которой Он сам дважды заявляет, что Он и есть Иисус Назорей.
Такие принципиальные различия между синоптиками и четвертым евангелистом (апостолом Иоанном); в их рассказах об обстоятельствах ареста Иисуса обусловлены скрытыми полемическо-догматическими причинами; которые не могли не отразиться на новозаветной традиции в целом.
Рассказ о предательском поцелуе Иуды отсутствует не только в Евангелии от Иоанна. Даже намека на этот эпизод нет и в наиболее ранней части Нового Завета — «Посланиях апостола Павла» где Иуда Искариот вообще не фигурирует. Более того, в первом послании к коринфянам, бесспорно принадлежащем Павлу, подробно повествуется о Тайной Вечере, но ничего не говорится о том, что Иисус предсказал предстоящее предательство одного из ближайших учеников. В древнейших списках рассматриваемого «Послания» Павел сообщает, что воскресший Иисус Христос, явился всем двенадцати апостолам, что очевидно, исключает версию о том, что апостол Иуда после совершенного им предательства повесился.
Можно предположить, что версия о предательстве Иуды сравнительно позднего происхождения: апостолу Павлу она была неизвестна, а в четырех канонических Евангелиях представлена различными вариантами, которые отражают процесс ее формирования и канонизации.
Цель этой версии состоит в том, чтобы доказать читателям канонических Евангелий, что аресту и казни был подвергнут именно Иисус Назорей, а не какое-либо другое лицо. Как увидим, на это были свои основания.
Мотив предсказания Иисусом предательства Его одним из учеников также имеет более поздний характер, на что обратил внимание античный критик христианства философ-неоплатоник Цельс (середина II в.): Ученики Иисуса выдумали, будто все приключившееся с ним он предвидел и предсказал».
Продолжение следует.
Автор: М. Блинов.
P. S. Духи вещают: Если вам понравилась эта статья-исследование о личности Иуды, то возможно вас также заинтересует и весьма интересный блог православного еретика http://eresiy.blogspot.ru/ описывающий нетрадиционный взгляд на христианскую (и особенно православную) традицию.