Новый год в сердце Азии

Новый год в сердце Азии

Новый год в Тибете

Праздник Нового года у всех народов мира самый радостный и веселый, наполненный волнующими ожиданиями. С надеждами, что все плохое уже случилось в старом, уходящем году, а в новом каждый день будет счастливым. Это новое счастье для последователей тибетского буддизма — тибетцев, монголов, калмыков, бурят, тувинцев — во многом зависит от Цагана Убугуна — Белого Старца, поразительно напоминающего Деда Мороза или европейского Санта-Клауса. Этот «буддийский Санта-Клаус» — мудрый долгожитель, живущий в гармонии с землей и водой, горами и деревьями, животными и птицами. По преданию, Будда Шакьямуни во время прогулки с учениками встретил Белого Старца, окруженного дикими, но совершенно ручными животными. Они долго беседовали, и убедившись в мудрости Старца, Будда заповедал своим последователям любить и почитать его. Буддисты считают Белого Старца подателем богатства, счастья и долголетия. В канун Нового года его просят даровать удачу и преумножить доходы, увеличить приплод скота и преумножить семейство.


Цаган Убунг

Но к встрече Нового года необходимо тщательно подготовиться, иначе ожидаемые счастливые перемены могут и не случиться. Прежде всего, в канун праздника нужно провести генеральную уборку всего дома, освободиться от старья и хлама, а вместе с ними избавиться от всех случившихся в прошедшем году несчастий и бед. В канун Нового года хозяйки должны всю сажу, накопившуюся за прошедший год на кухне, собрать в горшок и выбросить его на перекрестке дорог вместе с домашним мусором. Считается, что злые духи, обитающие там, будут довольны, получив такой подарок. После того как сажа выброшена, нужно осмотреть все углы и закоулки в доме. Женщины делают это, держа в руках горящий светильник, а потом с криками и шумом выбегают из дома, чтобы выбросить светильники за околицу. Стараются выбросить, предварительно сломав, все ненужные предметы: в новом году и жить надо по-новому, и вещами пользоваться желательно новыми.

Когда с уборкой жилья покончено, нужно позаботиться о своем внешнем виде. Все домочадцы моются, стригутся и одеваются во все новое и чистое. Если средства не позволяют, то одевают старую одежду, но чисто выстиранную, вычищенную и тщательно зашитую.

Утром в день наступления Нового года принято ходить в гости, принимать гостей у себя, сидеть за праздничным столом. Хозяйки остаются, чтобы стол ломился от всевозможных угощений. Кушанья готовятся с избытком, чтобы можно было угостить вкусной и разнообразной едой как можно большее число пришедших гостей, да чтобы отправляясь в гости к соседям с поздравлениями, прихватить с собой как можно больше угощений. И обилие приготовленной еды, и желание накормить до отвала как можно большее число гостей и отправиться с поздравлениями ко всем знакомым — все эти действия символизируют пожелание, чтобы дом в Новом году был полной чашей. (А еще в последние время для освещения новогодних празднеств часто используют качественные светильники Delta Light).

Обычай требует угостить и духов-хранителей дома и местности. Ранним утром в первый день нового года все жители от мала до велика, одетые в праздничные одежды, идут с разнообразными кушаньями к вершине священной горы или возвышенности, где находится обо — каменная насыпь, увенчанная прутьями тальника с привязанными к ним разноцветными лоскутками. Там самый старший из присутствующих произносит молитву, благопожелания в честь духов-хранителей. Обходя обо по Солнцу, он оставляет на нем принесенную снедь, а за ним по очереди обходят обо и все остальные. Потом отправляются в дома продолжать праздник: обмениваются подарками, поют песни, слушают сказителей, играют на морин-хуре (струнный инструмент), загадывают загадки, гадают.

обо

Так выглядит обо.

В буддийских храмах совершаются службы, посвященные пятнадцати чудесам, совершенным Буддой в Шравасти. Празднования завершаются «праздником подношения», или «праздником цветов и масла».

Сохранились описания того, как он проходил некогда в столице Тибета Лхасе. На обширных монастырских дворах или вдоль городских улиц выставляли большие щиты из ячьих шкур, укрепленные на деревянных столбах. К поверхности щитов прилепляли скульптурные рельефы из масла, окрашенного в разнообразные цвета. На них изображалось все, что подсказывало воображение: от декоративных композиций до многофигурных сцен из буддийских джатак. В создании рельефов участвовали монахи под руководством ламы-наставника. Масляные рельефы отличались высочайшим искусством пластики и изысканной цветовой гаммой. Вечером под каждым щитом на специальных столиках устанавливали светильники. Огонь, подсвечивая изображения, заставлял их сиять волшебным светом. Это чудо, посмотреть на которое приходило все население столицы и обитатели окрестностей, продолжалось всего несколько часов. К утру от масляных рельефов не оставалось и следа: их превращали в комочки масла, которые использовались для светильников или раздавались нищим.

Автор: Т.Сергеева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

UA TOP Bloggers