Открытые глаза Египта. Часть первая.
«Истина не пришла в мир обнаженной, но она пришла в символах и образах». Евангелие от Филиппа (апокриф), стих 67.
Прародина цивилизации, страна мифов и чудес, оазис древнейшей культуры, Египет потрясает воображение своей самобытностью и уникальностью. Тайна пирамид, этих каменных скрижалей за семью печатями, и поныне до конца не разгадана, и религия древних египтян кажется нам непостижимой. Египетские мумии и сфинксы продолжают пристально смотреть нам в лицо. Только за последние годы стало постепенно выясняться, какую колоссальную по значимости информацию о Земле и космосе (закодированную в параметрах и пропорциях пирамид, в их геометрической форме, в пифагорейской мистике чисел) заключают в себе эти циклопические сооружения. Не случайно патриарх истории Геродот, посетивший Египет в V веке до нашей эры, называл египтян благочестивейшим и религиознейшим, самым богобоязненным из всех народов мира: вся их жизнь вдохновлялась любовью к умершим, жаждой бессмертия и надеждой на воскресение.
В основе религиозных верований египтян, которые имели для них решающее значение, лежали представления о загробной жизни как непосредственном продолжении жизни земной. Необходимой предпосылкой чего считалось сохранение физического тела (благодаря бальзамированию и мумификации трупов), а также обеспечение усопшего надлежащим жилищем и пищей (отсюда сооружение специальных гробниц — мастаба, скальных склепов и пирамид, а также заупокойные дары и жертвоприношения).
Непроходимых препятствий между живыми и умершими для египтян, не существовало. Широко практиковалось так называемое некромантическое гадание, когда засыпали на гробницах, чтобы увидеть вещий сон и получить ответ на загаданный умершему вопрос. Творца Неба и земли египтяне представляли Отцом и Мужем (Мыслью), природу со всеми ее силами — Матерью и Женою (Словом), род человеческий — детьми (делом). Так сложилось деление Единого Божества на триады, имеющие аналогии в других монотеистических религиях. Троичность, единая и нераздельная, была священна для египтян. «На вершине египетского божественного пантеона,— проницательно писал выдающийся французский египтолог Огюст Мариэтт (1821—1881),— восседает Бог единый, бессмертный, несотворенный, невидимый и скрытый для обыкновенных смертных в глубине его сущности. Он — творец неба и земли, он сотворил все, что существует, и ничто не сотворено без него. Это Бог, существующий исключительно для посвященных в таинство святилища».
Последующие открытия подтвердили правоту этих слов. Тысячи разнообразных обликов (запечатленных в творениях искусства), которые принимает Бог египтян, сообразно своим материализованным атрибутам,— все это образы для непосвященных. Вот почему европейцы до сих пор имеют о религии египтян превратное представление, — она им кажется фантастической смесью суеверий, продуктом обожествления небесных тел, животных и растений. Но это не так. Чтобы убедиться в этом, недостаточно уметь читать египетские иероглифы, надо научиться правильно их истолковывать, понимать условный и безусловный язык эмблем, аллегорий и символов.
Например, когда египтяне представляли луну в виде кошки, они прибегали не просто к метафоре, как может показаться на первый взгляд (зрачки кошки становятся ночью круглыми и светящимися, подобно луне в полнолуние), это было обращение к естественной эмблеме и глубокому символу: луна — глаз (зеркало) солнца ночью, ибо она отражает солнечный свет. Символизм, таким образом, выполнял двойную функцию: сокрытия священных истин от профанов и открытия их посвященным, которые жили в святилищах и библиотеках.
Иероглифическое письмо, исполненное сложной и глубокой символики, считалось изобретением бога мудрости и времени Тота, проводника в царство умерших, покровителя архивов и библиотек, создателя счета, календаря и летописи, автора сокровенных книг («Книга мертвых», «Книга дыхания» и др.). Умение писать в Древнем Египте составляло привилегию высшего сословия жрецов и особой касты писцов (иерограмматов), а искусство письма являлось священным — иеротическим. Изготовление папируса было особым ритуалом.
«Книга мертвых» повествует о загробном странствовании души в царстве умерших (1-я часть) и о переселении души в иной мир как о средстве ее очищения (2-я часть). Другими письменными памятниками религии египтян являются «Тексты пирамид» и «Тексты саркофагов», сохранившие заупокойные молитвы на стенах пирамид и стенках саркофагов. «Заупокойная молитва первобытных египтян, обращенная к Богу живыми, свидетельствует, во-первых, о сознании, что умершие живут в ином загробном мире, во-вторых,— о бессмертной любви, соединяющей человечество, и в-третьих,— о ходатайстве пред Богом живых за умерших»,— отмечает православный исследователь.
В архаичный период бессмертие и вечную жизнь у египтян символизировали звезды, которые были постоянно видны на небосклоне, например, яркая Полярная звезда — именно к ней, считалось, направляются души умерших, поэтому на нее ориентирован вход в пирамиды. Впоследствии эту роль стало играть Солнце.
Древнейшим верховным богом в Египте почитался именно бог солнца — Ра, царь всех богов, владыка обоих миров, небесного и земного. Ему был устроен храм в Гелиополе (Средний Египет), с ним была связана вера в существование невидимого таинственного мира — Аменти, куда еженощно уходит и откуда ежеутренне возвращается Ра, точнее, его иная ипостась — невидимое Ра, или Атум. Путешествуя ночью на своей ладье по стране мертвых, бог солнца совершал над ними свой праведный суд. Впоследствии эта миссия была передана богу умирающей и воскресающей растительности, владыке загробного царства — Озирису.
Согласно «Книге мертвых», Озирис открывает о себе следующее: 1) Я — Тум, созидательная сила природы, самозарождающаяся и самосущая, дающая форму всем существам, как духам, так и людям; 2) Я нашел Шу, солнечную силу, на ступенях, ведущих в Город Восьми (два квадрата добра и зла), и уничтожил Сынов Противления, начала зла в хаосе; 3) Я — Огонь и Вода, Нун, Изначальный Родитель, и Я создал семь темных и семь светлых божеств (духов); 4) Я — закон существования и бытия, Птица Воскресения в вечности (Бэнну, или Феникс); 5) Семь Лучезарных следуют за Мной, их владыкой, творящим суд в Аменти.
В цикле мифов о боге Озирисе запечатлелись представления египтян о тайнах загробного мира. В этих мифах описана его смерть (убийство злым Сетом, или Тифоном) и его воскрешение возмужавшим сыном Гором, зачатым богиней Изидой от мертвого мужа-брата! Воскресший Озирис, не желая оставаться на земле, передал свой трон Гору, а сам стал богом загробного мира и верховным судьей над умершими.
Знаменательно, что суд Озириса над душой умершего предваряется судом его живых современников. На этом суде, которому подлежат все, включая самого фараона, каждый из присутствующих может сказать об усопшем похвальное или обличительное слово, причем лжесвидетельство строго наказывается. На основании приговора живущих производится соответствующее погребение — славное, менее славное или бесславное (в последнем случае гроб с почившим замуровывали).
Чтобы «застраховаться» от неожиданностей, случайного или злонамеренного уничтожения или повреждения мумифицированного тела, в гробницу умершего помещали его портретную статую, призванную быть вместилищем души. В гробницы клали также особые статуэтки слуг, вроде манекенов, в виде маленьких запеленатых мумий, — так называемые «ушебти»; считалось, что почивший может оживить их силой магических заклинаний и понудить работать на себя в загробном мире.
Продолжение читайте в следующей части.
Автор: В. Никитин.
P. S. Духи вещают: А еще наследие древнего Египта отлично согласуется со многими другими эзотерическими традициями, например, со знаменитым китайским фен-шуем, направлениями ци мень и прочее. Стоит ли говорить, что пирамиды Хеопса расположено строго с канонами фен-шуй, так что древние египтяне владели не меньшими знаниями нежели древние китайцы.