Память об имаме Хусейне
Эта великолепная мечеть построена в честь третьего шиитского имама аль-Хусейна, вокруг его гробницы. Предание сообщает, что он был убит именно на этом месте, где тогда, в 680 году, был небольшой оазис Кербела в пустыне, в 150 километрах от Багдада. Потом вырос великолепный город, получивший то же название, святой город мусульман-шиитов — Кербела. Гробница Хусейна — в центре двора, скрытая под роскошным золотым куполом.
Он шел из Мекки в Куфу, призванный туда теми мусульманами, которые считали, что власть в халифате должна принадлежать кровным родственникам пророка Мухаммеда. А он был внуком пророка, сыном его двоюродного брата Али и дочери Фатимы. Отец его — первый имам шиитов — был убит и похоронен в Неджефе (городе, который стал главной шиитской святыней). Брат его аль-Хасан — второй имам — тоже погиб от руки убийцы. Они передали аль-Хусейну в наследство борьбу за власть в халифате. Противники шиитов, сторонники незаконно захватившего халифат Ясида, выслали навстречу небольшому отряду Хусейна войско под руководством Зайада Убадуйлы. Отряд Хусейна обреченно, без надежды на успех, но по своему религиозному долгу, двигался к Куфе.
Всего их было 70 человек. Их ничего не стоило перебить. Мученическая смерть внука пророка оставила трагический след во всем шиизме. В его память каждый год устраиваются траурные шествия и действа, повторяющие события в Кербеле 10 октября 680 года.
Воздавая должное мученичеству имама Хусейна, которое с тех давних пор расценивается как подвиг во имя ислама, как борьба против несправедливости и тирании, из года в год, веками украшали и строили мемориальную мечеть и его мавзолей. Интересно, что к созданию этого великолепия приложили руки и правители-сунниты — сторонники другого направления ислама, к которому принадлежали Омейяды, вырвавшие власть из рук Али и его сыновей.
Вскоре после гибели Хусейна, уже в 684 году, к его могиле началось массовое паломничество. Вокруг этого места на протяжении веков кипели страсти. В 850 году халиф аль-Мутаваккиль решил искоренить память об Алидах и повелел снести гробницу, паломничество же к этому месту запретил. Даже упоминание имени Хусейна было опасно. Но ушел из этого мира Мутаваккиль — противник культа святого,— и все вернулось на круги своя: гробницу восстановили, паломничество возобновилось.
Все мусульманские правители, в чьих владениях оказывалась территория Ирака с Кербелой, совершали паломничество к усыпальнице Хусейна. В 1508 году халиф из династии Сефевидов Исмаил-шах, завоевавший Багдад, прибыв в Кербелу и осмотрев святое место, приказал покрыть стены мавзолея золотом. Следующий за ним правитель — Сулейман Великолепный — славен тем, что углубил и расширил канал аль-Хусейнийя, который снабжал Кербелу водой из Евфрата, и город превратился в сплошной сад. Османские султаны и шахи соперничали друг с другом, внося вклады в великолепие мечети и мавзолея.
В 1790 году основатель династии Каджаров Мухаммед-хан вновь покрыл купол мавзолея золотом. А через десять лет произошло самое драматическое событие в истории Кербелы: на город напали ваххабиты — представители экстремистского течения в суннитском исламе, выступавшие против культа святых, против паломничества к их могилам, против роскоши мечетей и т. д. Словом, их называли пуританами ислама. Они не могли мириться с великолепием, окружавшим шиитскую святыню. Они разрушили мавзолей и многие сооружения мечети, разворотили саму гробницу. Это кощунство вызвало большие волнения в шиитском мире, особенно в Персии. Но уже через 10 лет святыня была полностью восстановлена и еще более украшена, а новые и новые правители продолжали трудиться во умножение ее великолепия. Наирждин-шах (1858) расширил двор мечети, вновь покрыл купол золотом и украсил айван (веранду, окружающую здание) мозаикой.
Изумительна, уникальна ограда мечети. С ее арочных сводов на стены «сбегают» мозаичные голубые венки, а сами стены представляют собой словно бы страницы Корана — на них белыми каллиграфическими буквами записан весь текст священной книги. В ограде восемь ворот. Над главными высится башня голубого фаянса, в которую вмонтированы часы.
Те, кому посчастливилось войти под своды знаменитого золотого купола, видят огромную гробницу (ее ширина четыре метра, высота — два), покрытую кованым серебром. Она предстает в мерцании мягкого света, льющегося из окружающих ее ламп. Шелковые и парчовые занавеси укрывают окна.
Роскошь и безграничная щедрость, с которой устроено это святое место в Кербеле, поражает всех. Минареты покрыты золотом и вместе с куполом видны издалека, создавая на фоне голубого неба картину необычайной красоты, отнюдь не рекламируемую туристическими агентствами.