Почаевский монастырь. Часть вторая.
Новое прославление Почаевской обители во многом обязано четвертой незаурядной личности в истории монастыря — польскому графу Николаю Потоцкому, который в середине XVIII века жил в имении близ Люблина, недалеко от галицких земель. Сперва этот знатный вельможа был примером всего худшего в польской потомственной аристократии — известно, что в молодости он был крайне жесток, горд и самодоволен. Но неисповедимы пути Господни: однажды Потоцкий проезжал мимо Почаева, и коляска его опрокинулась. Впав в ярость, граф выхватил пистолет, чтобы на месте застрелить своего кучера. Тот же, повернувшись к монастырю, в ужасе воскликнул: «Мати Божия, чудовная в иконе Почаевской, спаси меня!» Потоцкий нажал на курок — осечка. И вторая. И третья… Изумленный граф, забыв гнев, тут же устремился в монастырь, чтобы посмотреть, что это за икона, к которой взывал кучер. Войдя в собор и увидев икону, надменный вельможа пал ниц в раскаянии.
Потоцкий происходил из католической семьи, но перешел в «восточный обряд» и впредь всю свою огромную энергию, расточаемую до тех пор попусту, все свои огромные средства устремил на украшение и благоустройство Почаевского монастыря. В начале 1771 года Потоцкий заключил договор с архитектором Готфридом Гофманом на постройку новых каменных зданий и переустройство некоторых старых. Летом того же года на месте Свято-Троицкого храма начинается строительство более пышного храма. В проекте нового собора принял участие и императорский архитектор Полиевский, которого Потоцкий пригласил из Петербурга. В 1774 году завершилось строительство первого храма — церкви святой великомученицы Варвары на южном склоне, под самым Успенским собором.
На «временное служение» собор был освящен в 1781 году. Оставалось еще много работ, и чудотворный образ Почаевской Божией Матери был перенесен в него только десять лет спустя.
Собор стоит на холме, который поднимается метров на 60 над окрестностью. Внутри он разделен арками на три части. Справа от Великих врат — киот и ковчег с Цельбоносной Стопою. Расписывал собор академик В.В.Васильев, и его кисти принадлежит изображение явления Божией Матери на скале Почаевской. Сама чудотворная икона находится над иконостасом, дарованным императором Александром II, посетившим Лавру в 1859 году. Четырехъярусный иконостас, в византийском стиле, устроен по рисункам архитектора Г.Э.Боссе. Украшающие его 33 иконы писаны на медных досках академиками Н.А.Лавровым, К.А.Горбуновым и В.В.Васильевым. Изображения и иконы собора тесно связаны с краем, где он стоит, многие изображают чудеса, явленные чудотворной иконой Почаевской Богоматери.
После третьего раздела Польши в 1796 году Волынь, как и многие польские и западно-украинские земли, была присоединена к Российской империи, но Почаевский монастырь вернулся к православным только в результате косвенного участия базилиан в польском восстании 1831 года. Лишь тогда Николай I распорядился передать монастырь «в ведомство православного греко-российского духовенства». Не попавшие под суд базилиане были размещены по пяти еще существовавшим в то время униатским монастырям. Лавра стала пополняться новыми насельниками. Тридцатые годы XIX века — время массового перехода униатов в православие.
В 1833 году были открыты для почитания мощи преподобного Иова, а в 1842-м переложены в новую серебряную раку. На верхней ее доске чеканное изображение усопшего преподобного Иова в мантии и схиме, а по сторонам изображение Божией Матери в облаках и молящегося перед Нею Иова, вид прежней Свято-Троицкой церкви и, наконец, явление Божией Матери в столпе огненном. Мощи покоятся в «пещерной церкви» в природном гроте, рядом с местом, где преподобный уединялся для молитвы.
В 1862 году в Лавре была освящена теплая «зимняя» церковь в восточном крыле Братского корпуса. Близ ее иконостаса написаны святые угодники Волынские, с уроженцами Волыни: святителем Петром, митрополитом Всероссийским, и Иннокентием, епископом Иркутским.
В 1869 году закончилось строительство новой колокольни на месте звонницы, воздвигнутой униатами в 1771 году. Изображение старой звонницы сохранилось на акварели Тараса Шевченко «Почаевская Лавра с юга» (1846). Колокольня, состоящая из четырех этажей, спроектирована так, чтобы она гармонировала с Успенским собором. Первый ее этаж в форме креста, остальные — четырехугольные. В тон Успенскому собору они украшены по углам каменными столбами (сделанными из натурального природного камня) с коринфскими капителями.
Следует отметить, что новое строительство и процветание Лавры в XIX веке — результат деятельности энергичных и просвещенных православных епископов. В Лавре печаталась духовная литература, была открыта церковно-учительская школа. Архиепископ Волынский и Житомирский Модест основал «Археологическое общество», которое собирало древние рукописи, архивы, летописи, священные предметы, старинные иконы и т.п. Владыка Модест был глубоко убежден, что священнослужитель должен быть хранителем народной памяти и носителем исторического и национального сознания. Его преемником стал всем известный преосвященный Антоний, в миру — Алексей Павлович Храповицкий. В период его служения в Почаевской Лавре возведен Троицкий собор.
Время его возведения (1906— 1911 гг.) было эпохой открытия красоты древнерусского искусства. Новый храм Почаевской Лавры построен знаменитым академиком А.В.Щусевым. Он сумел так художественно возродить родную старину, что, когда любуешься этим собором с его башнею, величественным куполом, таинственными хорами и переходами, — как бы погружаешься в давно минувшие времена на целые века назад, в те блаженные времена, когда Русь воистину была святою, когда она, начиная от палат великокняжеских, представляла собой огромный монастырь, живший по уставам св. Церкви, строго соблюдавшей заветы преподобных отцов».
Архитектура собора проста — беленый куб с одной главой, с башней с запада (вход на хоры) и апсидами с востока. На стенах лишь рельефный орнамент из кирпича, проходящий поясом по барабану. Над двумя входами — мозаики. Их автор — Н.К.Рерих.
Светлый колорит настенной живописи в притворе перекликается с ярославскими фресками XVII века. Стены и потолок были расписаны позже, по эскизам художников В.С.Щербакова и В.В.Фролова. Архиепископ Антоний был носителем высокой богословской культуры, и ему нельзя приписать желание имитировать древность: скорее всего, он хотел создать памятник древнерусскому зодчеству среди монастырских зданий, где доминантой является по-западному «барочный» Успенский собор.
После Второй мировой войны Лавра вошла в состав новой православной Львовско-Тернопольской епархии. В 1951 году торжественно отмечалось 300-летие со дня блаженной кончины преподобного Иова. Этот праздник бывает особенно торжественным и многолюдным, раку с мощами преподобного обносят крестным ходом вокруг Успенского собора. В послевоенные годы началось восстановление и обновление зданий и настенной живописи, впервые с 1914 года. Однако антирелигиозная политика советских властей не могла не затронуть Лавру. А во время хрущевской антирелигиозной кампании конца 1950-х—начала 1960-х годов монастырь чуть не закрыли. Судя по документам «самиздата» того времени, репрессивные действия в Почаеве переходили далеко за рамки административного подавления, переливаясь в прямое насилие и запугивание как братии, так и богомольцев. Между 1959 и 1964 годами, число монахов сократилось от 114 до 36;.
Сегодня Почаевская лавра находится под полным контролем официальной российской православной церкви московского патриархата, которая, увы, по уши увязла в грязной политической возне, и имеет мало общего с истинным православным духом. А все таки так хочется надеяться, что несмотря на все, чудотворный образ Почаевской Божией Матери, находящийся в самом сердце восточной Европы, послужит путеводной звездой к единой общей молитве об исцелении от человеческих раздоров…