Поклонение Перуну
Добро и зло. Такие разные понятия, а по сути своей они — перевертыши, вращающиеся на оси истины. И спор их бесконечен, они вечные спутники, две стороны одной медали. Может быть, добро во всепрощении? Тогда откроем тюрьмы и уничтожим закон как инструмент социального насилия над личностью. Но разве сами заповеди добра не есть уже насилие, посягательство на свободу выбора? Что такое гармония? Может быть, умиротворенное равновесие сил? Но разве равновесие достигается недеянием? Нет, гармония — это противодействие, противостояние, противоборство! Когда-то, на заре своей истории, человечество открыло в этом для себя Божественное начало. Так началось поклонение Перуну-Громовержцу. Так кто же Он, низвергнутый более 1000 лет назад Киевским князем Владимиром? Начнем с идеи.
Противоборство — это готовность, способность и умение сопротивляться. «Насилие!» — скажет кто-то и будет прав. Но разве защита экологии, культуры, истории, нравственности и морали возможна без насилия над чьим-то беззаконием, попустительством или разгильдяйством? Стало быть, насилие насилию рознь. Противоборство же вообще — величайший регулятор бытия. Не случайно именно противоборство стоит у истоков мифологии разных народов, обнаруживая изначальное существование полярных сил Вселенной. А при внимательном изучении мифологии становится очевидным, что полярные силы вытекают из одного целого, демонстрируя как бесконечность деления, так и глобальную соединяемость в один всеобъемлющий массив. У славян эта идея скрывается за образом Бога-гиганта Рода, у германцев ей соответствует великан Имир, у греков — Хаос — основатель Вселенной.
Итак, в основе противоборства — стремление к гармонии, к равновесию. Однако это только одна сторона идеи, причем, далеко не самая активная. Здесь Громовержец — пантократор, творец справедливого и неотвратимого суда. Он разделяет «за» и «против», причину и следствие, помыслы и свершения для того, чтобы определить меру всему сущему. Это еще и женская его ипостась (разумеется, не внешняя). Разделение — есть основа детородного начала. Ну а поскольку мы говорим о равновесии сил в самом Божественном начале, то разделению противостоит слияние. Слияние есть способность обобщать, делать выводы, соединять отдельные части в одно целое. Это — мужская ипостась. Соединение — это важнейший принцип правления, где каждый элемент многоликого мира собран Громовержцем в единое Целое. Целостность Мира, Государства, Семьи, Рода, Творческого процесса, Образования, Взглядов и суждений. Это особое качество, измеряющее вашу соотносимость с мужским началом. Не случайно Перун-Громовержец всегда являлся покровителем княжеской власти.
Действие — таков девиз Перуна. Действие — это стиль жизни. Действие — это способность принимать решения и воплощать их в жизнь «Хочу» — скажут чувства; «могу» — ответит рассудок; «должен!» — подтвердит воля. И все соединится в единое, чье имя — действие.
Воля Громовержца — основной рычаг бытия. Для него нет невозможного. Однако он обязательно сбалансирует полюса потребности и возможности, ибо тут любая диспропорция для Громовержца аморальна. К примеру, если вы беретесь за то, что заведомо невыполнимо, непосильно, то творите порок, ибо безрезультатность разрушает личность. Но и легко досягаемые цели подрывают ваше развитие как личности, сужают горизонты вашего бытия.
Так в чем же суть поклонения Перуну? В сознании многих оно ассоциируется с мистериями некоего полудикарства. Таким отвечу: «Нет!» Поклонение Грому — это духоборчество, утверждающее, что слабость постыдна и унизительна. Над силой же всегда встанет сила, над волей — воля. Твори справедливость, воздавая злу злом, добру — добром. Зло против зла есть добро (на языке математики это звучит так: минус на минус дает плюс). Зло против добра — зло вдвойне! Будьте справедливы, справедливость — критерий гармонии.
Громовержец весьма красноречив и как образ, он — сам воин и духовный ориентир для воинов в любом их воплощении. Почему? А потому, что все земное воинство, носящее и не носящее погоны, уравненное строем и независимо марширующее по жизни, объединено по одному принципу — быть первыми. Первым — значит закрывать собой всех остальных. Сперва дружина, потом — рать, ополчение. Не случайно родоплеменная организация воинства лидирует в социальной иерархии еще с индоарийских времен. Не случайна и этимология имени Громовержца: Перун означает «первый». Пирва — перва, перво — наперво, первуна — первун — Перун.
Автор: Александр Белов.