Скоморохи vs православная церковь. Продолжение.

Скоморохи vs православная церковь. Продолжение.

скоромохи

XVII век был «новым периодом русской истории». Это новое существенно повлияло и на русскую культуру. Увеличился разрыв между культурой господствующего класса и культурой народной. Представители господствующего класса стали смотреть на народное искусство сначала свысока, а затем и с презрением, всеми силами стараясь отгородиться от него. Это не могло не сказаться и на судьбе скоморохов.

Раньше у многих бояр и почти у каждого богатого человека были собственные труппы скоморохов. Теперь бывшие хозяева скоморохов начинают презирать народных артистов, стараются поскорее забыть, что когда-то наслаждались их искусством.

Постепенно скоморохи теряли особую роль и в среде народа. То, что раньше могли проделать лишь специалисты-скоморохи, стало под силу рядовым участникам игрищ, гуляний, обрядов. Скоморохи, какими их знала Русь в IX—XVI веках, перестали удовлетворять возросшие культурные потребности народа. Скоморохи вынуждены были подняться на новую, более высокую ступень, и они сделали это, но потеряли свое название. Теперь это кукольники, показывающие знаменитого Петрушку, вожаки «ученых» медведей, которые не только демонстрируют перед толпами народа искусство своих питомцев, но и сопровождают показ шутливым, а подчас и острым сатирическим словом. Их можно встретить на ярмарках в качестве карусельных и балаганных зазывал, и внутри балаганов, и просто на улице, где они с ярко карикатурных костюмах разыгрывают различные сценки, в том числе и ту, которая начиналась словами: «Добрые люди, посмотрите, как холопы из господ жир вытряхивают!».

Так есть ли основания говорить о полной и безоговорочной победе церкви над русскими скоморохами? Теперь о самом главном.

В документах, которые мы упоминали — «Поучение о казнях Божиих», материалы Стоглавого собора и «противоскомороший» указ 1640 года,— борьба государства и церкви против скоморохов отражена наиболее ярко. Они как бы определяют три этапа борьбы. Эти же документы помогают нам выяснить главную причину ненависти к скоморохам.

Обратимся к истории. Знаменитое киевское восстание 1068 года было самым крупным за всю предшествовавшую историю Киевской Руси. «Поучение о казнях Божиих» — это доказано — является откликом на него.

Вся первая половина XVI века была временем острейшей классовой борьбы, вершиной которой стало московское восстание 1547 года. Именно оно определило характер и основное направление деятельности и решений Стоглавого собора в 1551 году. В 1648 году прокатилась целая волна городских восстаний, основным ее звеном было московское восстание, вспыхнувшее в июне. Грозный «противоскомороший» указ подписан в ноябре. Именно в это время (октябрь — декабрь) шла расправа с участниками восстания.

Таким образом, основные документы, отражающие борьбу против скоморохов, находятся в самой тесной связи с кульминационными точками классовой борьбы. Почему мы обращаем внимание на эту связь?

Мы уже говорили о том, что именно игрища были наиболее ненавистны церкви. Причины крылись совсем не в том, что здесь особенно заметно давали себя знать пережитки язычества в сознании людей. Причины были в самом характере игрищ, в особом характере народного праздника, веселья, смеха. Праздник создавал атмосферу подчеркнуто неофициальных и истинно человеческих отношений.

Русская народная праздничность, русские игрища и гулянья с этой стороны изучены мало, почти вовсе не изучены. Гораздо больше мы знаем о западноевропейских народных празднествах.

М. Бахтин в книге «Творчество Франсуа Рабле» пишет, что, в противоположность официальному празднику, на празднике народном, в частности на карнавале, торжествовало как бы временное освобождение от господствующей правды и существующего строя, временная отмена всех иерархических отношений, норм и запретов. На карнавале все считались равными. Здесь господствовала форма вольного контакта между людьми, разделенными в обычной жизни непроходимыми барьерами сословного, имущественного, служебного и возрастного положения. Человек как бы перерождался для новых, чисто человеческих отношений. Человек возвращался к самому себе, ощущал себя человеком среди людей.

На Руси не было карнавала, каким его знали Франция и Италия, по наши народные праздники в целом близки западноевропейским. Громы и молнии, которые метала церковь по поводу игрищ и увеселений нашего народа, как раз и объясняются тем, что дух народной праздничности, царившей здесь, был прямо противоположен тому, что старалась насадить церковь.

На игрищах человек освобождался от пут, которые связывали его в обыденной жизни, становился свободным, становился самим собой, правда при этом забывал и царя и Бога. Естественно, что люди более охотно шли на игрища, чем в церковь.

Именно здесь, вероятно, корень непримиримости русской церкви к игрищам и скоморохам — главным фигурам на игрищах, их вдохновителям и организаторам. И последний важный момент. Давайте сравним людей, собравшихся на игрище, с людьми, вышедшими в дни восстаний на городские площади в Киеве в 1068 году или в Москве в 1547 и в 1048 годах. Разница большая. На игрищах люди как бы уходили от действительности, забывали ее, а восставшие боролись за ее изменение. Но нельзя не видеть и сходства.

И тут и там — временное объединение людей, для которых отменены иерархические отношения, людей, которые игнорируют всевозможные нормы и запреты. Известно, какую роль в средневековых восстаниях играл элемент стихийности и импровизации, это свойственно и праздникам. Главное, что и тут и там господствовал дух народного самосознания. Недаром в царском указе 1648 года народный праздник назван «мятежным действом».

Автор: А. Белкин.

P. S. Духи вещают: А еще скоморохи прирожденные актеры, так что если вы увидели, скажем, томскую афишу с объявлением о спектакле современных скоморохов, имейте ввиду, что на нем вы попадете на интересное зрелище.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

UA TOP Bloggers